Вагонка из ели – применение, критерии выбора и особенности материала

Вагонка. Виды и применение. Сорта и материал. Особенности

Вагонка – это обшивная доска имеющая соединение шип-паз, применяемая в качестве финишного отделочного материала. Своим названием изделие обязано изначальным применением исключительно для обшивки железнодорожных вагонов.

Материалы для изготовления вагонки
В зависимости от материала производства, разделяют 2 вида вагонки:
  1. Деревянная.
  2. Пластиковая.

Классической является именно деревянная вагонка. Для ее изготовления применяется древесина хвойных и лиственных пород. Чаще всего ее делают из сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, липы. Она может иметь различный внешний вид профиля, ширину и длину.

Для вагонки из дерева характерно:
  • Натуральный внешний вид.
  • Экологическая безопасность.
  • Запах дерева.
  • Теплая поверхность.
  • Склонность к гниению.
  • Высокий риск коробления при сильных колебаниях влажности.
  • Усыхание.
  • Необходимость в пропитке или покраске.

Для изготовления пластиковой вагонки применяется ПВХ. Изделие поставляется в продажу длиной 3, 4 и 6 м. Его ширина колеблется в пределах 10-55 см. Материал может применяться для выполнения внутренней и наружной отделки. Он лишен недостатков древесины, но имеет слабые стороны, которых нет у дерева.

В целом в характеристике вагонки из ПВХ можно отметить:
  • Идеальная геометрия.
  • Отсутствие наружных дефектов.
  • Устойчивость к влажной среде.
  • Отсутствие необходимости покраски или пропитки.
  • Невысокая механическая прочность в сравнении с древесиной.
  • Небольшая масса.
  • Минимальное температурное расширение.

Сферы применения деревянной и пластиковой вагонки

В целом оба материала имеют одинаковую сферу использования. Их применяют для обшивки фасадов, стен внутри помещения, потолков, а также сборки тонких перегородок. Однако сфера применения каждого отдельного вида вагонки сильно ограничена. Изделие для обивки потолков очень тонкое, поэтому не подходит для стен, а тем более для фасадов. В то же время фасадная доска чрезмерно крепкая и зачастую грубая, поэтому ее использование внутри помещения финансово необоснованно или эстетически нецелесообразно.

Единственным исключением при использовании вагонки является ее монтаж в бане и сауне. Для этих целей применяются только деревянные доски. Несмотря на склонность древесины к деформации во влажной среде, она имеет высокую температурную устойчивость. Материал же из пластика теряет форму при нагреве, также бытует мнение, что при воздействии горячего воздуха ПВХ выделяет вредные испарения. Последнее утверждение верно, но при гораздо большем нагреве, чем это наблюдается в банях и саунах.

Чем отличается обычная деревянная вагонка от евровагонки

При покупке вагонки в ее наименовании можно встретить надпись «евровагонка». Это материал более высокого класса, который производится на том же оборудовании, что и обычная вагонка. При этом во время его производства осуществляется более строгий контроль качества.

Для изготовления обычной вагонки применяется ГОСТ, который был принят еще во времена СССР. В результате это изделие не отвечает современным требованиям отделки.

В первую очередь для этого ГОСТа характерно:
  • Высокая влажность на уровне 20-25%.
  • Ворсистая часто плохо простроганная поверхность.
  • Узкие соединения шип-паз.
  • Наличие большого количества элементов с существенными сколами, смоляными карманами, синевой и сучками.

Поскольку для изготовления такой вагонки применяется откровенно сырая древесина, то готовое изделие после монтажа сильно усыхает. Отдельные элементы сужаются настолько, что их шип выходит из паза соседней доски. В результате на поверхности просматриваются темные зазоры.

На фоне столь существенных недостатков обычной вагонки евровагонка смотрится материалом более высокого класса. В первую очередь это связано с его производством по европейскому стандарту DIN 68126/86.

Согласно этому стандарту к материалу выставляются следующие требования:
  • Уровень влажности 10-15%.
  • Широкий шип.
  • Наличие вентиляционных канавок.
  • Деление продукции на 4 сорта.
  • Отсутствие ворса на лицевой стороне.

Низкая влажность евровагонки минимизирует искривление доски после монтажа. Кроме этого даже если изделие и усохнет, то это будет малозаметно. Сужение скрывается широким шипом. Если доска сужается, то при ее втягивании из паза приоткрывается часть шипа, поэтому сквозные щели не появляются.

Евровагонку разделяют на сорта по внешним факторам. Чем выше сорт, тем дороже стоимость. При этом дорогой материал не имеет существенных дефектов, поэтому смотрится безупречно.

Сорта вагонки

Вагонка из пластика не разделяется на сорта. Она просто бывает глянцевой, матовой, гладкой или рельефной. Также с недавних пор можно встретить ПВХ вагонку с декоративным покрытием под сатин, ткань, натуральную кожу.

Вагонку из дерева делят на 4 сорта:
  • Экстра.
  • Первый или А.
  • Второй или В.
  • Третий или С.

Экстра – это материал премиум класса. Такая доска имеет безупречную поверхность. На 1 м.п. вагонки допускается наличие только одного здорового светлого сучка. Изделие может иметь смоляные карманы, но смола из них вычищается, а углубление заполняется шпаклевкой. После этого отремонтированное место зашлифовывается. В связи с этим для составления партии экстра, из десятков досок выбирают только несколько из них. Столь тщательная сортировка требует и соответственной оплаты, поэтому стоимость данного материала на порядок выше.

Для вагонки 1-го сорта отбирается доска с 2-3 сучками на 1 м.п. Каждая десятая доска в упаковке может иметь отклонения по тону до 10%. На лицевой части допускается наличие микротрещин.

При сортировке вагонки 2-го сорта отбираются доски, у которых имеются 1-2 выпадающие сучки на 1 м. Кроме этого они могут иметь трещины на лицевой поверхности длиной до 30 см. Допускаются торцевые трещины. До 5 % материала в упаковке может иметь следы поражения насекомыми. Доска имеет смоляные карманы, отличия по тону.

Вагонка 3-го сорта имеет самые существенные дефекты. При этом они не должны снижать механическую прочность доски. На ее лицевой поверхности могут быть выпавшие сучки диаметром до 2 см, смоляные карманы, отверстия от короеда, перепады по цвету, заболонь и пр. Также в данный класс относят вагонку без природных дефектов, но со сколами или прочими повреждениями от неаккуратного распила.

Свойства деревянной вагонки в зависимости от древесины

Вагонку изготовляют как из хвойных, так и лиственных пород древесины. Для последних характерно наличие в составе эфирных масел и смол, что препятствует впитыванию влаги, развитию грибков. В связи с характерным запахом такие доски чаще всего используют для наружной отделки. Однако считается, что хвойный запах положительно влияет на органы дыхания, поэтому такую вагонку традиционно применяют для обивки бани изнутри. В связи с кратковременным в ней нахождением наличие запаха хвои не раздражает так сильно, как в жилом помещении.

Вагонка из твердых пород не имеет смоляного запаха. При этом она гораздо хуже противостоит влажной среде. В связи с этим материал применяется только для внутренней отделки, за редким исключением. Лиственная древесина более плотная, поэтому является хорошим теплоизолятором. При ее применении в банях, поверхность стены меньше разогревается, но на практике это не столь ощутимо для органов чувств человека.

Хвойные деревья для производства вагонки
При изготовлении вагонки применяются хвойные деревья:
  • Ель.
  • Сосна.
  • Лиственница.
  • Кедр.

Ель не имеет ярко выраженных узлов. Доска из нее смотрится красиво и не имеет существенных дефектов. Мягкость древесины позволяет ее обрабатывать фрезой для получения сложного профиля. Ель сильно впитывает влагу, поэтому сразу после монтажа нуждается в обработке.

Для вагонки из сосны характерна самая низкая стоимость. Это связано с высокой распространенностью такой древесины. При этом нельзя сказать, что она существенно хуже более дорогих хвойных пород. Такая доска легкая, почти не трескается при вбивании гвоздей или скоб. Из сосновой вагонки выделяется смола, особенно на сучках. Это произойдет даже если окрасить доску. Дерево на протяжении нескольких лет выталкивает из себя смолу, которую нужно будет снимать, и подкрашивать потертое место.

Лиственница очень теплая и имеет особенный древесный рисунок. По мере высыхания ее прочностные характеристики возрастают. Доска имеет красноватый оттенок. Присутствующие в ней смолы отпугивают вредителей.

Наиболее ценной считается кедровая вагонка. Она очень прочная, теплая, износоустойчивая. Считается, что запах кедра действует оздоравливающе на легкие человека. Одним из неоспоримых его достоинств является отпугивание комаров. Москиты не любят кедровый запах и не залетают в помещения с такой обшивкой.

Лиственные породы
Для изготовления вагонки применяются лиственные деревья:
  • Липа.
  • Ольха.
  • Дуб.

Липовая доска достаточно мягкая, поэтому ее нельзя применять в помещениях, где на обшивку возможно механическое воздействие. Это недорогой материал, который со временем темнеет. При его первой покраске или пропитке нельзя экономить и использовать дешевое средство.

Доска из ольхи выделяет в воздух испарения дубильных веществ, которые положительно влияют на здоровье человека. В связи с этим такую вагонку используют для обивки спальных комнат. Благодаря плотности древесина выступает звукоизолятором, хорошо утепляет.

Дубовая вагонка самая дорогая из класса лиственной вагонки. Она самая прочная и долговечная. Поверхность вагонки имеет благородный внешний вид и глубокий цвет. Поэтому при ее покрытии обычно применяются бесцветные пропитки.

Сорта вагонки — описание и сравнение от специалиста

Вагонка – идеальная отделка для любых помещений. С ее помощью вы сможете подчеркнуть природную красоту интерьера. Теплота дерева сделает ваш дом уютным. Деревянные стены подчеркнут единение с природой. Кто-то говорит, что это пережитки прошлого, но это не так.

При выборе и покупке этого материала необходимо обращать внимание на класс изделия. Выбор правильного сорта вагонки поможет сэкономить вам при отделке помещения.

Так, если вы хотите использовать этот материал для отделки подсобного помещения, то совсем не обязательно покупать дорогую. В этом случае целесообразно взять категорию В или С. Нельзя ответить какой сорт вагонки лучше, не имея представления об области ее применения.

Отличие сортов прежде всего основывается на наличии или отсутствии внешних дефектов. Все изделия изготавливаются по одной технологии. Разделение происходит после сортировки. Подробнее в статье — виды вагонки от А до Я.

Всего по ГОСТу выделяется 4 вида:

  • Премиум или Экстра (высший сорт)
  • Класс А (1 сорт);
  • Класс В (2 сорт);
  • Класс С (3 сорт).

Видео — как вас могут обмануть при продаже:

Вагонка класса «Экстра» или «Премиум»

Эта категория имеет наивысшую цену. При внешнем осмотре вы не заметите никаких дефектов. Без сучка и задоринки – это про нее. Обычно такие полотна получают путем сращивания.

Если бы не применялся этот метод, то она стоила баснословных денег, так как из цельного куска дерева получается очень мало идеальных досок. Такой материал гладкий на ощупь. Вы не заметите ни сучков, ни сколов.

Производители часто помещают ее в вакуумную упаковку. Это делается для уменьшения риска сколов и деформации при перевозке. Такой вид считают элитным. Им не стыдно обшить богатые интерьеры загородного дома. В комплекте обычно продаются и крепежи. Вам не нужно будет подгонять ее при установке – она отлично зафиксируется.

При покупке не стоит доверять надписям производителя. Проверьте соответствие категории при личном осмотре. Если продавец отказывает вам в этой просьбе, лучше не брать, так как он знает о подвохе. Бывает и так, что сверху в упаковке положены идеальные доски, а внутрь спрятаны более низкого качества.

При монтаже используйте только специальные крепления, чтобы не повредить материал. Лак является идеальным покрытием для этой категории. Он позволит еще больше раскрыть красоту дерева и подчеркнуть его неоспоримые достоинства.

Вагонка класса А

Она во многом схожа с более дорогостоящим собратом. Сорт вагонки ГОСТ определяет, поэтому сравнивая товары разных производителей можно увидеть расхождения в качестве производства.

Отделочный материал класса А у одних, иногда лучше категории Премиум у других производителей. В данном случае ориентируйтесь на внешний вид изделия.

Его отличает небольшое количество дефектов. «Вываливающиеся» сучки отсутствуют. Если и есть трещины, то они не сквозные и занимают незначительный процент от всего объема доски. Сердцевина занимает не более 20% .

На таком изделии не должно быть ни гнили, ни синевы. Черные сучки также не допустимы.

Такой вид используют для лицевых отделочных работ. Дефекты не нужно заштриховывать краской. Отличный вариант ее декорирования – лак. Он подчеркивает природные «формы» изделия. Подойдут также масла и воск.

Премиум и Класс А – сорта вагонки, наиболее подходящие для отделки жилых помещений.

Класс В

У производителей еще применяется наименование 2 сорт. На этом изделии присутствуют видимые и значительные дефекты.

В этой категории допустима непрострожка в замковой части (на торце). Хотя это не особо мешает при монтаже.

Размер дефектов (сколы, вмятины, выбоины и трещины) не должен превышать 3 см на 60 см погонного метра. На готовом изделии можно встретить синеву (значение не должно превышать 10%), смолы, сучки и сердцевину.

Однако трещины не должны быть сквозными и выходить в торцевую часть. Большинство дефектов носит заводской характер. Возможна небольшая гниль (не более 10%) и червоточины (не более 3 на погонный метр).

Для того, чтобы брак был менее заметен используются специальные затирки и окраска. Последняя предпочтительна в темные тона.

Такой вариант считается наиболее бюджетным. Она доступна широкому кругу населения.

Класс С

Этот вариант наиболее низкого качества и, соответственно, самый доступный по цене.

Сфера применения – черновые работы и подсобные помещения. Требует большого подгона при монтаже и сложности окраски для приведения в порядок поверхности при отделке.

Процент дефектов на поверхности зашкаливает. К ним относятся и выпадающие черные сучки, сквозные трещины, сколы, остатки коры и сердцевина.

Некоторые производители относят к этой категории откровенно бракованные изделия, хотя согласно ГОСТ такого быть не должно. Редкий специалист согласится работать с таким материалом. При монтаже будут затрачены большие усилия для устранения несовершенств, которые составляют большую часть поверхности.

Сравнительная характеристика

Приведем сорта и описание вагонки:

ЭкстраАВС
СучкиНе допускаетсяВозможны светлые сучки, если они здоровые и не выпадают. Не более 1 на погонный метрЗдоровые сучки в любом количестве. Если выпадающие, то не более 1, 5 см в диаметра и не более 1 на погонный метрВ неограниченном количестве
ТрещиныНе допускаетсяНе сквозныеНе сквозныеЛюбые
СердцевинаЕсли только в очень малых объемах (3-5%)Не более 20%РазрешаетсяРазрешается
ГнильНе допускаетсяНе разрешаетсяНе более 10% от общей площадиВ любом размере
ЧервоточиныНе допускаютсяНе допускаетсяНе более 10% от общей площадиДопускается
Смоляные карманыНе допускаютсяДлиной не более 5 смДопускаютсяВозможны

Стоимость вагонки

Цена в разных городах и от разных производителей разниться. Приведем усредненное значение по каждой категории. Стоимость также зависит от используемого дерева. В таблице показаны значения за 1 кв.м изделия длиной 2-3 метра. Валюта – рубли.

ЛиственницаОсинаСоснаЛипа
Экстра690470450990
А500350300600
В350300230500
С200180180300

Видео — как нужно выбирать материал:

Прежде чем купить вагонку определитесь с отделываемым помещением. С помощью категории Премиум вы можете из обычного дома создать царские хоромы, но доступна ли будет цена для вас?

Какую бы категорию вы не выбрали – деревянная отделка на протяжении долгих лет будет радовать вас своей теплотой и уютом.

8 советов по выбору деревянной вагонки

Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?

№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?

Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

Читайте также:  Газоблоки – технические характеристики зависят от способа изготовления камня

Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

  • отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
  • небольшой коэффициент температурного расширения;
  • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
  • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
  • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
  • прочность и долговечность;
  • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№3. Какого размера вагонка нужна?

Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.

Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.

Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
  • ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

LUNAWOOD

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

«Астар»

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

«Карелия»

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Все про вагонку Экстра

Вагонка, как отделочный материал, совсем не новый вид облицовки. Впервые ее использовали для отделки вагонов, отсюда, кстати, и название, но спустя некоторое время ее начали использовать для отделки помещений. Бюджетность, экологичность и простота монтажа в одночасье сделали вагонку лучшим облицовочным материалом. На данный момент существует огромный ассортимент, панели различаются по породам и по классам, которые регулируют качество профиля. Лучший сорт – это вагонка экстра, о ней и о других сортах мы вам расскажем в этой статье.

Изготовление

Вагонка, используемая для облицовки стен, представляет из себя строганные ламели, произведенные из древесины. Панели изготавливаются из древесины, как хвойной, так и лиственной. К хвойным породам древесины относятся:

К лиственным относятся следующие породы:

Есть еще небольшая группа экзотической древесины, из которой производят панели:

Но о породах поговорим ниже, а пока вернемся к изготовлению.

Для начала доски распиливаются или поперечным, или радиальным способом. После чего подвергают сушке в специальной сушильной камере не менее 10 дней, где на заготовки воздействует высокая температура. Просушенные доски отправляются на фрезеровочную обработку для выпиливания лицевой стороны и соединений типа «шип-паз». После обработки на фрезере профиль торцуется, отсортировывается по классам – от низкого «С» сорта до вагонки экстра класса, и упаковывается в специальную пленку с каналами для вентиляции.

Разновидности вагонки из дерева

На характеристики влияют такие факторы, как уровень влажности, который, в свою очередь, разделяется на сухое сырье и на панели естественной влажности (влаги не более 15 %). Это четко отражается на стоимости панелей.

Сухой материал стоит на порядок дороже, так как процесс просушки довольно энергозатратный, а получается вагонка экстра, и благодаря этому панели более прочные и не растрескиваются при эксплуатации.

Профиль панелей и геометрические особенности вагонки группируются следующим образом:

  • Вагонка стандартная, производится в соответствии с ГОСТом 8242-88. Толщина изделия варьируется от 13 мм до 16 мм, ширина может составлять 45-120мм. Длина не имеет четкой стандартизации и может иметь размеры от 2-ух до 6 метров.
  • Евровагонка отличается плотным примыканием панелей, что исключает появление щелей и зазоров в местах соединений. С обратной стороны имеются пазы и каналы, выполняющие функции вентиляции. Производство такого материала регламентируется европейскими стандартами DIN 68126/86. Толщина профиля – 12-15 мм, ширина варьируется – 95-140 мм, длина — от 1,2 до 6 м.
  • Блок-хаус — такой профиль выглядит, как округло-оцилиндрованное бревно, имитирующее сруб. Толщина может колебаться от 22 до 36 мм, ширина будет составлять 99-193 мм, и длина – 2100-6000мм, все в зависимости от вида панелей.
  • Американская вагонка экстра обладает профилем, создающим эффект бруса. Такие ламели выглядят гораздо массивнее другого материала. Толщина у таких панелей – 12-24 мм, ширина равняется 140 мм, в то время, как длина — от 1200 до 5700 мм.
  • Профиль штиль, его еще называют «Крестьянка», «Колхозница», изготавливается по российским ГОСТам и имеет другой шип, у евровагонки шип шире, и поэтому такой профиль уступает в качестве евровагонке.
  • Soft-line – этот тип профиля изготавливается в виде панелей с закругленными краями. Такое решение внешне облагораживает ваше помещение изнутри. Является достаточно распространенным видом отделки помещений.
  • Ландхаус – такая вагонка имеет ширину 95 мм общего размера. Фасадная сторона панели имеет фигурную поверхность и может обладать любым рисунком.
  • Вагонка (сорт экстра) может быть изготовлена в любом из представленных профилей и может использоваться как для отделки внутри помещений, так и снаружи. Выбор материала обуславливается личностными предпочтениями и в некоторой степени зависит от места установки панелей.
Читайте также:  Герметик для швов в доме из оцилиндрованного бревна – плюсы, минусы, различия

Разделение по сортам

При производстве панелей изготовитель сортирует материал в соответствии с ГОСТом или опираясь на европейский стандарт DIN. Но многие производители используют свои критерии в определении качества готового материала. Но, что интересно, – как вагонка экстра класса, так и вагонка самого низшего качества, изготавливается на одном и том же оборудовании и с использованием одинаковых технологий.

Разделяется профиль по сортам на этапе торцевания и перед упаковкой. Облицовочные панели могут быть представлены четырьмя сортами. Сортировка производится от присутствия на панелях сучков, растрескиваний, синих пятен, смоляных кармашков и непрострогов.

Самым дорогим и самым качественным материалом является вагонка сорта экстра, ее еще называют премиум или ноль, а иногда – безсучковая. У такого изделия фасадная сторона идеально выровненная, не имеет сучков и непрострогов, поверхность идеальная.

В то время как с изнаночной стороны допускаются незначительные шероховатости и непростроги, равно, как и незначительные цветовые различия.

Кроме вагонки экстра, существуют и другие сорта, например класс «А», этот материал также высокого качества, но на поверхности допускается наличие нескольких сучков с диаметром, не превышающим 10 мм и не чаще одного на погонный метр панели. Не исключается также присутствие незначительных трещин, но сквозные, другие дефекты недопустимы, разве что только с тыльной стороны.

Панели класса «В» ниже качеством и на их поверхностях встречаются более темные сучки с диаметром до трети ширины поверхности. В таком сорте уже допустимо наличие сквозных трещин, а также следы сердцевины и вскрытые смоляные кармашки. Но в целом это еще качественный материал и, в силу своей цены, нередко используется мастерами.

«С» класс – самый низкий сорт материала, и в этот сорт попадают изделия, не вошедшие в более высокие сорта, в силу несоответствия качества. На таких изделиях имеются сквозные трещины, непростроги, синева и большое количество сучков, некоторые из них могут быть выпадающими. Используется этот материал для отделки бытовых помещений и строительных вагончиков.

Очень редко встречается сорт «D», этот класс панелей не пригоден для отделки помещений и зданий.

Хоть сорт «С» и вагонка экстра имеют различия по качеству и долговечности, они не сильно отличаются друг от друга по своим функциональным особенностям. Выбор материал и сорта зависит исключительно от предпочтений владельца помещения.

Ведь не каждому по вкусу совершенно идеальная поверхность, некоторые относятся к ней, как к не живой.

Евровагонка – всегда высший сорт

Советская вагонка со своим качеством и при своей влажности в 25 %, и при маленьком шипе, не отвечает современным требованиям качества. ГОСТовская вагонка не только низкого качества, но и ее профиль не соответствует требованиям современного потребителя. Поэтому, когда на отечественных рынках появилась вагонка евростандарта, это был триумф нового материала, застройщики, подрядчики, да и просто владельцы домовладений скупали новый материал тоннами.

Профиль с маркировкой «евро» изготавливается по стандарту DIN 68-126, который по какой-то причине не взят на вооружение нашими производителями, так как такие панели в корне отличаются от отечественных изделий. Вагонка экстра в евростандарте обладает более крупным шипом, чем у отечественного аналога, и равняется 8-10 мм, что способствует тому, что даже при отделке влажных помещений вы не обнаружите появление щелей. У панелей данного стандарта на изнаночной стороне имеются вентиляционные пазухи, а толщина редко превышает 12 мм.

Требования к стандарту DIN 68-126 гораздо серьезнее, нежели к отечественному ГОСТу. Фасадная сторона обрабатывается гораздо качественнее, а наличие незначительных живых сучков пресекается дополнительной обработкой такого участка.

Шип-паз – система отлично функционирует. Еще этот стандарт подвергается дополнительной сушке, и процент высыхания древесины соответствует требованиям и составляет не более 15 %, а зачастую и ниже, это сберегает поверхность от деформации. Вагонка сорт экстра не только не содержит дефектов самой древесины, но и славится тем, что на ее поверхности отсутствуют так называемые «производственные травмы».

Кратко о породах

Порода древесины, из которой будет изготовлен профиль, также имеет значение. Поэтому, в соответствии с выбором породы, вы выбираете также и срок эксплуатации вашего покрытия.

Профиль из ели производится из ели северной, которая отличается плотной древесиной. Превосходно подходит для отделки потолка и стен. Еще она практически не выделяет смолу и превосходно переносит влажность.

Вагонка, выполненная из осины, обладает более светлым оттенком и не содержит смол. Низкая теплопроводимость делает ее вагонкой экстра для использования в парных, банях и саунах. Поверхность, отделанную осиной, желательно обработать защитной пропиткой.

Сосновые панели являются лидером продаж, в силу своих положительных качеств и доступной цены, ареал применения такой породы древесины достаточно широк.

Кедр и дуб поистине аристократы, и помещение, отделанное таким материалом, даже при незначительных дефектах, создает ощущение отделки вагонкой экстра. Конечно, у панелей из этой древесины цена на порядок выше, но долговечность покрытия и красивый эстетический вид с лихвой окупят ваши затраты.

В заключении хочу сказать, что вагонка сорта экстра отвечает всем требованиям современной отделки помещения, выбор именно данного стандарта, хоть и ударит по карману, но будет долгие годы, а даже и десятилетия, радовать вас превосходным качеством и изумительным внешним видом.

Какая вагонка лучше: сосна или ель

Деревянная вагонка – универсальный отделочный материал, который подойдет для дома и для квартиры, бани и сауны, балкона и лоджии, беседки и террасы. Главным преимуществом этого материала является экологичность сырья.

Древесина не выделяет токсинов и безопасна для человека. Кроме того, дерево при правильной обработке прослужит гораздо дольше сайдинга, гипсокартона и других отделочных материалов. При этом деревянная вагонка выглядит эстетично и изысканно. Тонкие узкие рейки легко устанавливать и подгонять, при необходимости они выровняют стены и потолки.

Преимущества вагонки из хвои

Сегодня рынок предлагает вагонку различных классов и размеров. При выборе важно правильно подобрать и сорт древесины, ведь от этого зависит внешний вид и долговечность отделки. Большей популярностью пользуются хвойные породы за счет доступности и приятного лесного аромата, который заполнит помещение.

Но стоит отметить, что для парной комнаты лучше заказать вагонку липу, так как эта древесина хорошо противостоит сырости и и перепадам температур. Она не деформируется при большой температуре, которая достигают в бане и сауне 80-100 градусов выше нуля.

Хвойные породы подойдут для отделки жилых помещений, балкона и террасы, комнаты отдыха в бане и облицовки наружных стен. Хвоя обладает следующими достоинствами:

  • доступность и низкая стоимость;
  • универсальность в применении;
  • легкость при монтаже;
  • стойкость к сырости и гниению;
  • приятный аромат;
  • экологичность и безопасность;
  • привлекательный внешний вид;
  • долговечность;
  • хорошая тепло- и звукоизоляция.

Наибольшим спросом среди хвойных пород пользуются сосна и ель благодаря хорошему сочетанию цены и качества. Давайте разберемся, какая порода лучше.

Вагонка из ели

Еловую вагонку отличает стойкость к сырости и появлению грибка. Она быстро сохнет и со временем не темнеет, поэтому такой материал рационально использовать для отделки помещений с высокой влажностью и постоянным взаимодействию с водой и осадками. Она подойдет для беседки, подвала или балкона.

Поверхность ели отличается большим количеством и большей твердостью сучков, чем у сосны. Поэтому древесина требует длительной и тщательной обработки, что негативно сказывается на цене. Еловая древесина долго выделяет смолу. Это случается даже с готовыми изделиями, внешний вид и качественные характеристики которых в результате сильно страдают.

Еловые волокна светлее сосновых. Молодая древесина обладает белым цветом, с возрастом она приобретает желтоватый оттенок. Состав породы включает небольшое количество смолы, поэтому аромат материала слабый в отличии от сосны.

Вагонка из сосны

Сосна включает большое количество смолы и вещество лигнин, что усиливает прочность и увеличивает срок эксплуатации материала. Порода менее подвержена гниению, образованию плесени и развитию грибка. А повышенное содержание смол придает древесине насыщенный и ярко выраженный аромат, что создаст приятную комфортную атмосферу.

Поверхность сосны обладает меньшим количеством сучков, что упрощает обработку и снижает конечную стоимость изделия. Сосновая вагонка отличается ровной и гладкой поверхностью, она приятная на ощупь и не оставляет заноз.

Сосна тверже и суше ели. Она имеет более широкую цветовую гамму, которая включает оттенки от нежно-розовых до красных и темно-коричневых. Древесина отличается оригинальными декоративными свойствами благодаря своеобразной фактуре и рассеянному рисунку. Такой рисунок рассредотачивает внимание, расслабляет и дает отдых глазам.

Таким образом, сосна более прочная и долговечная. Она имеет большее разнообразие цветов и оригинальный рисунок, который способствует расслаблению. А приятный сосновый аромат создает неповторимую атмосферу. И сосна, и ель устойчивы к влаге, сырости и грибкам. Однако первая порода стоит дешевле. Поэтому вагонка из сосны так востребована среди заказчиков компании “Древ-Маркет”.

Широкий ассортимент сосновой вагонки представлен по ссылке http://drev-market.ru/shop/otdelochnie/vagonka-khvoya/. Предлагаем вагонку сосну от производителя по низкой цене! В наличии сорта Экстра, А, В и С, различные размеры изделий. Консультант фирмы поможет подобрать подходящий материалы и нужные параметры, рассчитает объемы и стоимость заказа. Организуем доставку по Москве и области, России и СНГ.

Writing a medical thesis or dissertation is a task done by almost all postgraduate and master’s medical students. Dissertation is derived from the Latin word disserto which means discuss. It is essential to write successful medical papers such as medicine essays and medical thesis papers. There are several reasons as to why students write medicine essays. One of the reasons is to promote enhancement of critical judgment, research skills as well as analytical skills. Moreover, medicine essay writing produce students with the ability to 4evaluate and analyze data critically.

The initial step for writing medicine essays is to choose a topic. A writer should have at least three topics to choose from. The topic has to be interesting, feasible and relevant. It is essential to write quality medicine essay. Hence, students need to have analytical skills and perfect writing skills. The writing skills will enable them write outstanding essay papers that can be highly regarded by instructors and professors. Teachers often require a lot and expect a lot from their students in terms of medicine essay writing. for this reason, students find essay writing to be an extremely difficult task and hence resort to buying custom medicine essays.

A custom medicine essay has to be written by professional writers who are qualified in the field of nursing. Moreover, the custom medicine essay has to be original and plagiarism free. This means that it has to be written from scratch by experts with many years experience. The many years experience should enable a writer to write any form of medical paper including medical thesis, medicine essay and even medicine research paper. Moreover, experience will enable a writer to write a medicine essay that can guarantee academic success.

Students get custom medicine essays from custom writing company. It is essential to choose the best company so that one can get the best custom medicine essay. The best and the most reliable medicine essay writing company should have some unique characteristics such as affordability and the ability to provide original and superior quality medicine essays. The other quality is that the company has to hire expert writers who can write quality medicine essays and other types of medical papers. The essays should not only be quality but also plagiarism free and free of grammatical and spelling mistakes.

A custom medicine essay has a similar structure to any other academic essay assignment. It has an introduction that introduces the topic and tells the reader what the essay is all about. The second section is the body that has many paragraphs supporting the main topic. Finally there is the conclusion that briefly summarizes what has been discussed in the body section of the essay. Students should choose reliable writing companies so that they can get quality custom papers on several fields such as technology, sociology and law in addition to medicine field.

Our custom writing company is the best company that all clients should rely on when in need of any given type of medicine paper. We provide quality papers that not only plagiarism free but also original. Moreover, our custom papers are affordable and able to guarantee academic excellence at all times. All our medical papers are reliable and sure of satisfying clients at all times.

Как выбрать вагонку? Какую вагонку выбрать, виды, характеристики

Наиболее удачным и экономически выгодным решением для обшивки внутренних стен строительных конструкций можно назвать вагонку. Мы рассмотрим все типы этого уникального покрытия, а также особенности подбора материалов и непосредственно монтажа. Отметим также, что на рынке представлено множество материалов для “сухой обшивки”, однако дерево – это классика, которая будет прекрасно смотреться в помещении с практически любым стилем, а также обеспечит ему экологическую безопасность. Итак, поговорим как выбрать вагонку, а также какую вагонку выбрать, дабы избежать покупки материала низкого качества.

Что представляет собой вагонка?

Заводы, занимающиеся производством строительной древесины, помимо классического бруса, бревен и досок изготавливают и «профилированный погонаж», к которому относится вагонка. Она представляет собой обрезанную доску толщиной от 7 до 20 мм со строганной поверхностью, используемую для обшивки стен помещений. Средняя ширина одной планки составляет от 90 до 150 мм, что позволяет применять вагонку в самых нестандартных комнатах.

Читайте также:  Чем покрасить металлическую дверь – виды красок

Весь современный профилированный погонаж имеет две отличительные черты: наличие паза и гребня на каждой ламели, что облегчает процесс обшивки. Поэтому вагонкой могут называть панели из пластика, МДФ и даже алюминия, однако изначально это имя получили облицовочные материалы из древесины различных сортов. Наиболее распространена в России виды вагонки из сосны, дуба, лиственницы, ольхи и липы.

Как изготавливается вагонка?

Предварительно подготовленное бревно опускают на обрезную доску, где выполняется поперечный распил. Элитные сорта вагонки изготавливаются методом радиальной распиловки, благодаря чему они имеют одинаковую текстуру, тон, геометрическую стабильность и повышенную прочность. Вагонка обоих типов поступает в сушильные камеры, где содержится при высокой температуре в течение 8–12 дней. Благодаря воздействию жара заготовки становятся легче, прочнее, а их устойчивость к различным видам грибка повышается в разы. В процессе сушки влажность досок доводят до показателя в 8–10%, а после она может немного повыситься из-за воздействия внешних факторов, но не больше, чем до 15%.

На третьем этапе производится строжка, в процессе которой станки с фрезами, работающими сразу с четырех сторон, создают профиль изделия, формируют лицевую поверхность вагонки, нарезают гребень и паз. Продольные пазы нарезаются на тыльной стороне, выступающие в качестве компенсаторов температурного расширения, а также необходимые для отвода влаги и вентиляции задней поверхности вагонки.

После этого изделия торцуются и сортируются – в зависимости от дефектов (см. дефекты досок), их делят на несколько штабелей. Некоторые производители ещё и вырезают из поврежденных панелей дефектные участки, чтобы получить продукт высшего сорта. Именно поэтому в продаже бывает вагонка даже с длиной 30 сантиметров. Длинные панели идут на облицовку потолков и стен, тогда как короткие используют для подшивки небольших элементов конструкции.

Для поддержания невысокой влажности изделий их принято паковать в термоусадочную пленку, формируя таким образом пачки по 8-9 ламелей. Чтобы обеспечить вентиляцию, торцы такой упаковки не закрывают.

Преимущества классической вагонки

Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.

У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.

Ламели состыковываются на глубину 5–8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.

Свободное крепление – ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты – каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.

Какая вагонка лучше?

Итак, какая вагонка лучше? Так как изготовить вагонку можно из древесины любого сорта, а каждый из них в свою очередь имеет свои преимущества и недостатки, вполне логично, что ламели из разных пород дерева отличаются друг от друга как внешними качествами, так и техническими характеристиками. Так как вопрос эстетики очень субъективный, лучше затронуть второй аспект, с помощью которого можно подобрать вагонку, оптимальную для конкретных условий.

Наиболее радикальны различия между панелями, изготовленными из хвойных и лиственных деревьев. В вагонке, изготовленной из сосны, ели и других хвойных пород, содержится много смол и эфирных масел, исключающих образование грибка. В свою очередь, вагонка из сосны имеет красивую текстуру, легко обрабатывается и служит долго. Еловые изделия имеет высокие теплоизоляционные характеристики, однако может продолжительное время выделять смолу при высокой температуре, поэтому для облицовки в банях используется редко. Правда, можно выбрать обессмоленную вагонку.

В России для отделки бань и саун используют ольховую, липовую и лиственничную вагонку, так как эта древесина после обработки вообще не выделяет смол. Несмотря на то, что эти породы менее долговечны, чем сосна, они всё равно популярны благодаря своей высокой пористости, позволяющей вагонке выдерживать очень высокие температуры. Наиболее прочный и дорогой материал, из которого делают вагонку, – дуб. В копеечку влетят и березовые изделия, но они практически не распространены, так как плохо ведут себя во влажных помещениях.

Различные профили вагонки

Существуют изделия с разными профилями сечения, в которых отличаться может форма граней, размер элементов и конфигурация замка, характеры тыльной и лицевой поверхностей. Основное влияние эти факторы оказывают на внешний вид ламелей, однако и сферы применения вагонки с разными профилями отличаются. Например, обычная евровагонка с увеличенным с лицевой стороны “шипом” образует швы. Грани такой ламели могут быть скругленными – такой тип часто используется для бани – и стандартными. На всей евровагонке обязательно есть вентиляционные канавки с тыльной стороны.

Если ламели реализованы без полки-углубления, такая вагонка не образует швов после монтажа. Если при этом у изделия скругленные грани, форма называется «штиль». Классика с угловатой кромкой позволит создать стены, напоминающие на вид натуральный профилированный брус. Если толщина такой вагонки не больше 25 мм, её нередко называют «имитация бруса». Считается оптимальным вариантом для облицовки фасадов зданий.

Ещё один распространенный вид вагонки – двусторонняя вагонка, в которой паз и шип располагаются по центру торцевых граней, а обе плоскости можно использовать в качестве лицевых. Это значит, что в процессе облицовки мастер может выбрать более удачную текстуру или просто поверхность без дефектов. У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: у неё нет вентиляционных канавок, поэтому в помещениях с повышенной влажностью такие ламели монтировать нельзя.

Интересно, что лицевая сторона вагонки далеко не всегда выполнена в виде плоскости. Дорогие изделия иногда подвергаются процедуре фигурного фрезерования, что носит название «ландхаус». При этом, текстура лицевой поверхности может как просто иметь несколько филёнок, так и быть частью сложнейших пространственных решений. Также выпускают вагонку с резьбой, выполненной с помощью горячего тиснения. Наиболее интересны типы изделий «блокхаус» с имитацией сруба и «американку», выполненную под сайдинг.

Сорта вагонки

При изготовлении вагонки производители определяют сортность в соответствии с отечественными ГОСТами или европейскими стандартами DIN. Но сейчас достаточно часто фирмы руководствуются своими критериями в деле определения качества готовой продукции. При этом, вагонка различных уровней качества производится на одном оборудовании, по абсолютно идентичным технологиям. Разделение изделий по классам и сортам происходит уже после процедуры торцевания, непосредственно перед упаковкой и продажей. По наличию трещин и сучков, смоляных карманов, синевы и непрострогов вагонку принято делить на четыре сорта.

Наиболее дорогая и качественная вагонка называется «экстра», «премиум» или просто «безсучковая», её лицевая сторона абсолютно ровная, однако шероховатости и непростроги могут встречаться на тыльной поверхности, равно как и цветовая неравномерность. Вагонка класса «А», в свою очередь, может, помимо прочего, иметь ещё и сучки до сантиметра в диаметре, но не больше одного на метр изделия. Трещины изредка встречаются, однако не сквозные, а незначительные дефекты обработки могут быть только с тыльной стороны.

На вагонке класса «В» иногда встречаются темные сучки, диаметр которых может достигать трети ширины ламели. На изделиях могут быть небольшие сквозные трещины, а также вскрытые карманы и следы сердцевины. Вагонка класса «С» – как правило, всё, что не попало в другие классы из-за качества. На ней могут быть длинные сквозные трещины, синева, выпадающие и сквозные трещины, непростроги с лицевой стороны. Чаще всего используется для черновой облицовки, так как имеет не самые эстетичные внешние характеристики. Может также встретиться и «D»-класс изделий, которому уж точно не место в жилом помещении.

В целом, несмотря на внешние различия, по долговечности даже «премиум» и «С» не слишком отличаются друг от друга. Всё остальное – чистое дело вашего вкуса, так как далеко не каждому нравится идеально гладкая поверхность. Некоторым она может показаться “неживой”.

Чем отличается евровагонка от обычной?

Разумеется, вагонка советского образца – та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, – со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.

Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68–126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8–10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество – несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.

Требования стандарта DIN 68–126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10–15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и “производственные травмы” изделий.

Как выбрать вагонку оптимального размера?

Для определения длины ламелей нужно обратить внимание на размеры обшиваемой плоскости, чтобы свести отходы в процессе монтажа до минимума. Так как вагонка может быть длиной от 30 сантиметров до 6 метров, а один шаг составляет всего 10 сантиметров, подобрать оптимальный вариант крайне просто. Обратите внимание: торцевание краев может понадобиться даже для самой качественной вагонки.

С шириной изделий определиться тоже просто, ведь, чем они уже, тем стабильнее, так как слишком широкая вагонка больше склонна к деформациям. Иногда для дополнительного декоративного эффекта для облицовки используют ламели различной ширины. Оптимальной толщиной вагонки для помещений считаются европейские 12,5 мм. Если вагонка будет монтироваться на толстый слой утеплителя или же на фасад, лучше приобрести панели потолще – 15–20 мм в самый раз. Такие ламели прочнее и надежнее, но и стоят дороже.

Отдельная тема – вагонка, сращенная по длине. Она фрезеруется из доски, состоящей из нескольких участков, подогнанных друг к другу по типу распиловки и рисунку, имеющих не одинаковую длину. Соединение элементов осуществляется с помощью клея. Основной плюс такой вагонки – её стабильность при длине до 6 метров, так как на доску почти не оказывается напряжение. Чаще всего она по всем показателям соответствует сорту «Экстра», но минус у неё всё-таки есть: минимальная толщина составляет 15 мм. Применение её для облицовки бани также не желательно из-за того, что в её конструкции использован клей, теоретически способный дать вредные испарения.

Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?

На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку – тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый “звоночек”, который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий – из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.

Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.

Особенное внимание обратите на паз и гребень – на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!

Особенности монтажа и сферы применения вагонки

На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.

Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально – всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.

Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.

Цены на вагонку

Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант – например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.

Самая экономичная вагонка – сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница – вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже – от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая – от полутора тысяч!

Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3–1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.

Ссылка на основную публикацию