Тротуарные бетонные плиты – разновидности, преимущества, транспортировка, монтаж

Тротуарные плиты из бетона

Плиты бетонные тротуарные повсюду используются как для практических, так и эстетических целей. Они находят применение при обустройстве:

  • дворов частных домов;
  • путей для подъезда к зданиям;
  • пешеходных/велосипедных дорожек;
  • тротуаров;
  • наземных и подземных переходов;
  • остановок общественного транспорта;
  • парковых дорожек;
  • площадей;
  • детских игровых площадок;
  • клумб.

Также распространено их применение при возведении городских автомагистралей. В таком случае используется железобетонная плитка, имеющая больший размер и укрепление в виде арматур. Для сравнения, асфальтное покрытие уступает плитке как в эстетическом аспекте, так и в функциональном – ведь асфальт склонный к размягчению жарким летом.

Особенности и характеристики

Бетонным тротуарным плитам присущ ряд преимуществ, в особенности это:

  • относительная дешевизна;
  • простота укладки;
  • высокая износоустойчивость;
  • длительный эксплуатационный срок;
  • водонепроницаемость;
  • возможность фрагментной реконструкции;
  • привлекательный внешний вид;
  • устойчивость к колебаниям температуры;
  • широкий ассортимент форм и размеров покрытия.

Немаловажным для наших климатических условий выступает тот факт, что в дождливую погоду такое покрытие будет оставаться чистым, в отличие от асфальта. Вода стекает в промежутки между стыками и впитывается в землю. Современные бетонные плиты четко соответствуют заданным стандартам производства – ГОСТу. Они изготавливаются из тяжелого или мелкозернистого бетона в один или два слоя с толщиной верхнего – более 2 мм.

Так, влагопоглощение не должно превышать 6%, прочность — не менее 3 Мпа, износ — не более 0,7 г/см2. Стандартами также предусмотрено более 200 периодов замерзания и оттаивания.

Виды бетонных плит

Есть две основных группы бетонных плит:

  • тротуарная;
  • железобетонная дорожная.

Дорожными железобетонными плитами перекрывают городские дороги, автомобильные стоянки и подъезды к строениям. Поскольку эта группа предполагает внедрение в плиту укрепляющей арматуры, становится возможной эксплуатация такой плиты массивной тяжеловесной техникой.

По назначению железобетонные плиты классифицируются следующим образом:

  • для постоянных дорог (1П);
  • для временных дорог (2П).

Различаются они по составу и способу соединения. Тротуарная плитка имеет значительно больше классификаций, потому что представлена на рынке широчайшим ассортиментом. Зависимо от формы, классификация по ГОСТу осуществляется на:

  • квадратные (К);
  • прямоугольные (П);
  • фигурные (Ф);
  • шестиугольные (Ш);
  • окаймляющие (О);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД).

Существует и покрытие такого рода для людей с ограниченными способностями (для слабовидящих). Оно представляет собой выпуклые шероховатые элементы, которые создают тактильный контакт с ногами пешехода. При выборе такого покрытия, чтобы не растеряться от огромнейшего ассортимента, заранее стоит определить тип и форму элементов, и возможную нагрузку на них.

Основные обозначения и размеры

Железобетонные дорожные плиты производятся габаритами 3-6 м в длину, 1,2-2 м в ширину и 0,14-0,22 м в высоту. Размеры плит для тротуара довольно разнообразны. Так, квадратные плитки производятся с габаритами от 0,2×0,2 м до 1 ×1 м. Толщина же зависит от поверхности, на которую планируют улаживать элементы. Стандартная пешеходная – 0,04-0,06 м, для мест с усиленной нагрузкой (например, автомобильный заезд) – больше 0,08 м. Если же толщина менее 0,04 м, то обязательным условием выступает предварительная заливка бетонного основания.

Все бетонные тротуарные плиты дифференцируют по маркам, присваивая им буквенно-цифирные значения, записанные через точку. Где первая цифра – это номер типоразмера, буква – обозначает тип плиты, а цифра после нее – толщину плиты в сантиметрах. Для примера — плитка квадратной формы размером 37,5×37,5 см и толщиной 7 см будет указана как «4.К.7».

Способы производства и укладки

Бетонная плитка производится двумя методами: вибролитья (плитка отливается в заготовленные формы) и вибропрессования (с помощью пресса). Изготовленный первым методом материал приобретает гладкую поверхность. А за счет высокой концентрации воды в цементном растворе, имеет пониженную прочность и морозоустойчивость, и как следствие, — короткий срок эксплуатации (до 10 лет).

Метод вибропрессования характеризуется большей устойчивостью элементов к температурным перепадам и механическим повреждениям, а срок службы составляет до 25 лет.

Организация производства

Формируют плитку на вибростоле, это делает бетон более прочным. При этом используют:

  • бетон;
  • формы для заливки;
  • гидроизолирующие и укрепляющие добавки в бетон;
  • красящий пигмент;
  • вибростол.

Плитка отливается в формы, установленные на вибростоле. Формы предварительно смазывают маслом, чтобы остатки бетона легче снялись. Впоследствии готовую форму накрывают полиэтиленом и дают «отдохнуть» 2-3 дня. Но окончательное затвердевание бетона происходит приблизительно через 3 недели. Поэтому рекомендуют приступать к строительству дорожек по истечении этого срока.

Как сделать вручную?

Если вы решили самостоятельно изготовить плитку, сначала следует приготовить обычную бетонную смесь из расчета: песок, цемент и щебень – 1:1:2. Является возможным добавление пластификаторов (около 5% от веса цемента). Вместе с добавками вводится и желаемый красящий пигмент. Вода вводится в количестве, чтобы раствор вышел средней консистенции.

Перемешивать ингредиенты рекомендуется в бетономешалке. Использовать следует весь приготовленный бетонный раствор за один раз. В домашних условиях, естественно, вибростол часто отсутствует. Поэтому рекомендуется для укрепления использовать армирующую сетку. Сначала выливают половину раствора, разравнивают поверхность мастерком, затем кладут армирующую сетку и доливают остаток смеси. После чего опять утрамбовывают мастерком.

Для упрощения задачи, чаще пользуются уже готовыми резиновыми формами для заливки. Но при отсутствии таковых, их делают самостоятельно из деревянного щита, обитого железом, со съемной опалубкой (бортами) и пропитывают горячей олифой. После, при помощи строительного уровня проверяют ровность залитой плитки. Это важно для получения плит одинаковой высоты. Сам процесс сходен с вышеописанным, условия те же. Таким образом, можно значительно сэкономить средства и на свой вкус изготовить плитку разной формы и окраса, добавляя понравившийся красящий пигмент. Процесс относительно длительный и трудоемкий, но результат превзойдет все ожидания.

Монтаж плит

Правильная установка тротуарных плит – это залог их длительной и безремонтной эксплуатации. Их укладывают на разнообразные основания. Подушки из песка будет достаточно для мощения пешеходной зоны или садовой дорожки. Участок, рассчитанный на автомобильный проезд, нужно укрепить путем подложки из бетонной смеси.

Сейчас используют множество вариантов узоров при кладке тротуарной плитки. В особенности это:

  • узор в виде елочки;
  • плетенки;
  • полукругов;
  • кирпичей;
  • столбиков и т. д.

Существует определенный алгоритм укладки плит:

  • На размеченном участке снимают около 15 см грунта.
  • Утрамбовывают грунтовый слой.
  • Формируют сточные канавки с последующим их засыпанием 5-сантиметровым слоем песка.
  • Формируют подушку около 10 см из увлажненного песка, щебеня или бетона, утрамбовывая ее виброплитами или деревянными (резиновыми) кийками.
  • После чего сухая смесь рассыпается по всей поверхности кладки.
  • Далее происходит ее очищение путем смывания водой вдоль щелей с применением лейки.

Плитку кладут не впритык друг к дружке, оставляя промежутки приблизительно в полсантиметра. Заделывать такие промежутки можно как песком, так и материалом, из которого была изготовлена подушка.

При закупке стоит учесть, что определенное количество материала будет потрачено на резку, чтобы выровнять укладку. Поэтому рекомендуется закупать материал с небольшим запасом. Желая сэкономить, нужно учесть и способ укладки. Так, прямой способ несколько экономичнее диагонального.

Заключение

Используя тротуарную плитку, можно облагородить любой участок. Комбинируя разные плиты между собой, создается огромное количество вариантов ее укладки.

Соблюдение всех основных правил изготовления и монтажа бетонной плитки позволит обустроить любую площадь собственноручно. При этом кладка будет выглядеть оригинально и презентабельно.

Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности

Обустройство тротуаров, придомовой территории требует использования качественных материалов. Применяются при укладке дорожек плиты тротуарные бетонные, которые отличаются прочностью, длительным сроком эксплуатации. Изделия производятся с соблюдением технологии, отвечают установленным стандартам, имеют маркировку.

Особенности и характеристики

Железобетонные плиты являются востребованным материалом на рынке строительных конструкций. Благодаря универсальной конфигурации, оптимальным размерам плита тротуарная бетонная может применяться для обустройства:

  • территории любого типа;
  • остановок общественного транспорта;
  • городских автомагистралей;
  • площадей;
  • парковых дорожек;
  • игровых площадок;
  • клумб;
  • тротуаров;
  • площадей.

Изделия рассчитаны на высокие весовые нагрузки, отличаются устойчивостью к деформации. Полотно, выложенное из плит, остается чистым в сезон дождей, а в холодную пору — безопасным для пешеходов, благодаря шероховатой поверхности.

Преимущества материала следующие:

  • возможность обустройства входных групп, зон отдыха, двориков;
  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к нагрузкам;
  • внешние параметры;
  • возможность укладки узоров, рисунков;
  • прочность;
  • простота укладки и ухода;
  • удобство при демонтаже, связанном с повторной прокладкой коммуникаций;
  • возможность имитации гранита, мрамора и других натуральных материалов.

В отличие от облицовочного материала, тротуарные плиты изготавливаются в форме прямоугольника, квадрата.

Изделия не армируются, если позволяет их конструкционная толщина. При превышении толщины 75 мм применяется конструктивное армирование проволокой. Для подъема и перемещения конструкций внедряются монтажные петли, диаметром 6 мм.

Плиты изготавливаются из специальной бетонной смеси в 1 или 2 слоя. Изделия соответствуют заданным стандартам производства, отвечают требованиям ГОСТ. Показатель поглощения воды изделиями не превышает 6%, прочность — 3 Мпа, устойчивость к износу — 0,7 г/см2.

В зависимости от назначения различают плиты бетонные тротуарные и для обустройства дорожного полотна. Дорожными железобетонными изделиями перекрывают автомобильные стоянки, полотна. Эта группа конструкций предусматривает внедрение в каркас укрепляющей арматуры, что обеспечивает эксплуатацию плиты в условиях предельной нагрузки.

Плиты классифицируют по назначению и различают изделия, предназначенные для постоянных и временных дорог. Конструкции могут отличаться составом, способом соединения. Изделия, предназначенные для обустройства тротуарного полотна, представлены широким ассортиментом.

В зависимости от конфигурации различают:

  • квадратные (К);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД);
  • фигурные (Ф);
  • прямоугольные (П);
  • окаймляющие (О);
  • шестиугольные (Ш).

На рынке строительных материалов представлены специальные покрытия, которые используются при обустройстве дорожек для людей с ограниченными возможностями. Они представляют собой элементы выпуклой формы с шероховатой поверхностью и обеспечивают тактильный контакт с ногами пешехода.

Основные обозначения и размеры

Условная маркировка изделий генерируется из комбинации цифр и букв, разделенных между собой точками. При этом первые цифры обозначают типовой размер плит, буква отвечает типу конструкции, а следующая за ней индексация содержит информацию о толщине камня в см.

Читайте также:  Установка электропривода двери – виды механизмов, монтаж устройств

Плитка квадратной конфигурации, размером 37,5х37,5 см, толщиной 7 см, имеет маркировку «4.К.7». Габариты железобетонных изделий для обустройства дорожного полотна составляют:

  • длина — 3-6 м;
  • ширина — 1,2-2 м;
  • высота — 0,14-0,22 м.

Изделия квадратной формы производятся со стороной 0,2, 1 м. Толщина конструкций зависит от назначения обустроенного полотна. Пешеходная дорожка укладывается брусчаткой, толщиной 4-6 см, в местах усиленной нагрузки требуются фигурные элементы, толщиной 8 и более см. Если высота полотна составляет 4 см, требуется предварительная подготовка бетонного основания.

Способы производства

Соблюдение технологии изготовления продукции этого типа обеспечивает качественные эксплуатационные характеристики материала. Требования к плитам регламентируются Государственным стандартом.

Конструкционные элементы можно приобрести в Москве и Московской области. Обращение в компании, занимающиеся производством и реализацией изделий, позволяет приобрести продукцию, соответствующую установленным стандартам. Производство конструкций в промышленном масштабе организовано с соблюдением установленных норм и требований.

Конвейерная технология предусматривает использование метода вибрационного литья и прессования. Изделия тротуарные бетонные гладкие производятся с использованием метода литья, который предусматривает заливку смеси в заготовленные формы. При прессовании применяется вибрационное оборудование.

Формировка изделий методом вибрационного прессования предусматривает использование таких материалов и оборудования, как:

  • бетонной смеси;
  • форм для заливки;
  • специальных добавок, улучшающих эксплуатационные характеристики;
  • минерального пигмента;
  • вибрационного стола.

Подготовленная смесь заливается в формы, предварительно смазанные маслом и установленные на столе. После формировки процесс полимеризации состава проходит в течение 2-3 дней. Для окончательного затвердевания требуется неделя. Этот факт нужно учитывать при изготовлении элементов мощения в кустарных условиях.

Как сделать вручную

При самостоятельном изготовлении конструкций потребуется приготовление бетонной смеси из цемента, песка и щебня, взятых в пропорции 1:1:2. Для исключения появления воздушных раковин рекомендуется добавление пластификатора, который составляет 5% от веса цемента.

Вместе с добавками вводится минеральный краситель. Вода используется в количестве, необходимом для приготовления раствора средней консистенции. Для приготовления смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Расчет объема раствора проводят, исходя из количества форм для заливки.

Для контроля равномерности заполнения используют строительный уровень. Самостоятельное производство позволяет сэкономить средства, изготовить элементы укладки разной конфигурации и цветового решения.

Упростить задачу можно с использованием готовых резиновых форм. При их отсутствии заливку проводят в самостоятельно изготовленные формы из деревянного щита со съемной опалубкой. Чтобы готовые изделия легко извлекались, внутреннюю часть пропитывают горячей олифой.

Монтаж плит

С помощью брусчатки можно обустроить приусадебный участок, выложить аллею. Использование изделий различной формы позволяет воссоздать графические элементы в форме:

  • ромба;
  • полукругов;
  • квадрата;
  • прямоугольника;
  • кирпичей;
  • столбиков;
  • плетенки.

Укладка плит требует соблюдения этапов работ. Основные принципы монтажа заключаются в установке изделий на выровненных основаниях из щебня, песка, бетона, утрамбованного грунта. Подушка из песка и щебня часто используется при обустройстве частных дворов. Бетонное основание требуется в случае сложных условий эксплуатации.

Алгоритм действий, связанный с подготовкой основания, предусматривает разметку участка, снятие верхнего слоя почвы, глубиной 15 см. После утрамбовывания грунта формируют канавки для стока вод, засыпают слой песка.

После обустройства подушки устанавливают плиты с соблюдением дистанции между элементами. Это условие исключает деформацию полотна, обеспечивает возможность легкой замены элементов. По поверхности укладки засыпается подготовленная смесь. Очистку полотна проводят путем смывания водой вдоль щелей.

При покупке готовых изделий рекомендуется учитывать способ укладки. Закупку нужно проводить с запасом. Соблюдение правил монтажа, изготовления плит позволяет самостоятельно обустроить площадку. При этом выбранная схема кладки будет отличаться оригинальностью решения.

Тротуарная плитка: преимущества и недостатки, разновидности, советы по выбору и укладке

Дача давно уже стала местом сбора всей семьи в летнее время. И встает вопрос о необходимости создания садовых дорожек и зоны, где можно поставить обеденный стол и стулья. Какими материалами отделать приусадебный участок, зависит от фантазии и финансовых возможностей владельца. Тротуарная плитка занимает золотую середину в данном вопросе: позволяет удовлетворить полеты фантазии наряду с финансовой доступностью.

Преимущества и недостатки

Брусчатка изготавливается способом заливки в стандартные формы, поэтому значительно упрощается процесс ее укладки. Кроме того, в состав для производства плитки можно вводить компоненты, влияющие на ее качество, износостойкость и другие эксплуатационные характеристики.

К преимуществам данного материала перед другими можно отнести:

  • многообразие форм, цветов, текстур;
  • устойчивость к температурным колебаниям, влажности, нагрузкам при наличии износостойкого рифленого покрытия;
  • простота укладки и легкость выполнения монтажных работ, включая системы водоснабжения и канализации. Возможность замены одного или нескольких фрагментов при повреждении, многократное применение при экологической безопасности.

Тротуарная плитка отличается такими недостатками:

  • тщательная подготовка выравненной плоскости для укладки, с созданием песчаной подушки достаточно большого слоя (особенно на пучинистых грунтах и местностях с высоким уровнем грунтовых вод, в том числе сезонным подъемом);
  • влага, попадающая в поры материала, при наступлении заморозков кристаллизуется, увеличивается в объеме, тем самым разрушая плитку изнутри, что сказывается на сроке ее эксплуатации;
  • требуется дополнительная подсыпка швов, так как материал межплиточного пространства периодически проседает, необходимо удаление укореняющихся растений.

При всем наличии достоинств и недостатков, тротуарка все-равно остается одним из самых популярных материалов для мощения. А благодаря разнообразию, можно подобрать варианты и с минимумом недостатков.

Разновидности и характеристики

Остатки плитки, произведенной еще в 70-х года прошлого столетия, до сих пор можно встретить в некоторых местах. Конечно, уже трудно назвать ее плиткой, но тем не менее она представляет собой твердое дорожное покрытие. Технологии изготовления, а в связи с этим и физические характеристики с тех времен претерпели изменения. Да и формы бывают от простых до самых причудливых.

Тротуарная брусчатка классифицируется исходя из типа используемой для ее изготовления технологии.

Вибролитая. Один самых популярных видов для мощения тротуаров и площадок. Изготавливается на специальном вибростоле методом заливки жидкого состава в подготовленные пластиковые формы для литья.

Колебания вибрационной установки позволяют материалу уплотниться, что способствует получению прочной плитки. Метод литья делает возможным изготовление различных форм и размеров.

Плитка будет готова к укладке через несколько дней, но свои прочностные характеристики наберет только через месяц.

Максимальный срок эксплуатации — 15 лет.

Вибропрессованная. Ячейки пресс-матрицы заливаются бетонной смесью в жидком виде. Далее под воздействием вибрирующего пуансона сверху смесь подвергается уплотнению. Когда бетонная смесь уплотняется до нужной степени, пуансон и матрица поднимаются вверх, а готовая плитка остается на платформе для высыхания.

Среди плюсов метода — высокая производительность и хорошее качество изделий с повышенной прочностью. Недостатком является возможность изготовления только простых геометрических фигур.

Длительность эксплуатации такой брусчатки составляет более 25 лет. Поэтому прессованную чаще используют там, где важнее прочность покрытия, а не красота. Чаще используется в местах высокой проходимости.

Гиперпрессованная. Изготавливается при высоком давлении в 150-250 кг/см2 гидравлического пресса, который уплотняет бетонные смеси. За счет равного давления на всю поверхность достигается качество материала с высокой однородностью. Скорость изготовления достаточно высокая, но недостатком является большая пористость изделия. При попадании влаги внутрь пор в зимнее время разрушается целостность структуры, что сказывается на ее долговечности.

Так, в зависимости от своих предпочтений, выбрать плитку можно для любых условий эксплуатации. Зачастую высокая стоимость окупается преимуществами, которыми обладает тот или иной вид тротуарного покрытия.

Особенности выбора и покупки

Внешний вид изделия лучше всего расскажет о качестве плитки. Хорошо, если она сложена в стопках или на поддонах.

Неравномерность окраса разных изделий говорит о разнородности и плохом перемешивании состава бетонной смеси при изготовлении.

Неправильная «геометрия» расскажет о нарушении процесса изготовления. Да и укладывать перекошенную брусчатку то еще удовольствие, не говоря уже о неровности поверхности после укладки.

Если на обратной стороне есть пятна или разводы коричневого цвета, то для плитки использовался не просеянный песок с глиной. В дальнейшем это скажется на ее эксплуатационных характеристиках.

При стуке плиткой о плитку должен издаваться звонкий звук — это признак высококачественного изделия. Звук будет глухим, если использовались дополнительные добавки для получения глянцевой поверхности или при производстве было превышено количество воды, что приводит к снижению прочности изделий.

Чрезмерное увеличение концентрации красителей может также отрицательно сказаться на качестве.

Для подстраховки можно приобрести одну плитку и попробовать ее разломать. Однородность материала, отсутствие пустот и трещин будет говорить о хорошем качестве изделий.

В случае с дешевой брусчаткой лучше насторожиться. Для изготовления качественной продукции требуются компоненты, улучшающие состав бетонной смеси, и специализированное оборудование наряду с трудозатратами. В данном случае «удешевить» товар можно только за счет качества и нарушения технологии изготовления.

Технология монтажа уличной брусчатки

Для сохранения на многие годы ровной плоскости мощения садовой дорожки или тротуара, нужно тщательно подготовить основание под укладку тротуарной плитки. К моменту укладки бордюры должны быть уже установлены.

Тротуарное покрытие можно монтировать на песко-цементный раствор, на смесь песка и цемента в пропорции 1:5 или на строительный плиточный клей.

Монтаж на цементно-песчаный раствор (цемент М400 или М500)

Готовый раствор наносится на бетонное основание слоем 2-3 см и разравнивается при помощи зубчатого шпателя. Плитка укладывается в слой раствора с небольшим давлением и межплиточным зазором 5 мм. В процессе укладки используется резиновый молоток-киянка. Соблюдение плоскости покрытия проверяется с помощью уровня и правила, с постоянным контролем уклона. Через трое суток после схватывания раствора межплиточные швы надо просыпать сухим песком при помощи швабры, метлы или веника. Через неделю, когда песок утрамбуется, зазоры между плитками затираются раствором.

Читайте также:  Герметик для швов в доме из оцилиндрованного бревна – плюсы, минусы, различия

Укладка на клей

Является самым дорогим способом, но обычно используется в местах стыков с другим материалом покрытия, где невозможна установка бордюрного камня. Основание должно быть идеально выравненным, сухим и чистым. Укладка тротуарной плитки на бетонное основание на клей производится при температуре 15-22 градуса, в погожее время. Для равномерного распределения клея на обратной стороне плитки используют зубчатый шпатель. Брусчатку устанавливают на основание, выставляют швы, сверяют общий уровень. Застывание клея происходит быстрее, чем раствора, и готовить клеевую смесь нужно небольшими объемами. Монтаж больших участков придется проводить в несколько этапов.

При укладке на клей передвижение по уложенной поверхности недопустимо.

Укладка «сухим» методом на песчаное или цементно-песчаное основание

Толщина слоя смеси составляет от 12 до З0 см.

При укладке «сухим» методом происходит значительная усадка слоя смеси или сухого песка. Плитка утапливается в смесь или приподнимается с помощью подсыпки песка. Выравнивание производится легкими постукиваниями киянкой и проверяется строительным уровнем. Межплиточные швы засыпаются сразу по мере мощения. Укладка производится «от себя» с передвижением по уже замощенной поверхности с заполненными швами.

При таком методе усадка составляет около 3 недель, после чего можно начинать затирку межплиточных швов. В момент мощения плитки материал основания должен быть сухим. Перед укладкой нужно убедиться в отсутствии осадков на ближайшие несколько дней.

Чтобы плитки сели точно по уровню, в дальнейшем нужно всю поверхность придавить виброплитой. При отсутствии виброплиты сразу при укладке пользуются обрезком широкой доски длиной около 1,0-1,5 метра. Его кладут плашмя на несколько плиток и прибивают киянкой по одному уровню.

Основные рекомендации по укладке

Сначала лучше сделать «выкройку»: плитку уложить на сухую поверхность с учетом рисунка и пронумеровать края со сложными деталями. Для обрезки воспользоваться алмазными кругами по камню.

  • начало укладки производится непосредственно от бордюров к центру или от одного из углов, в направлении, куда будет стремиться стекать вода;
  • при всех способах укладки соблюдается величина зазоров 5 мм (процесс может упростить использование специальных крестиков или реек. Они помогут класть ряды плитки ровно даже на криволинейных участках);
  • качество прилегания материала выполняется с помощью киянки — резинового молотка;
  • ориентирование уровня постоянно происходит в соответствии с выставленными маячками уровня и периодически вымеряется горизонталь поверхности укладки;
  • получившиеся швы во всех способах засыпаются чистым песком или сухой песко-цементной смесью, а затем проливаются водой;
  • для более плотной фиксации после заполнения швов, уложенную поверхность рекомендуется в течение суток держать во влажном состоянии;
  • перемещение по уложенной поверхности с заполненными швами допускается не ранее чем через пару суток.

Заключение

При наличии огромного рынка материалов для мощения, тротуарная плитка занимает первые места по продажам среди всего представленного спектра. Брусчатка — это то, что делает дороги под нашими ногами удобными и красивыми. А сознание того, что работа сделана самостоятельно, принесет только удовольствие.

Тротуарные бетонные плиты – разновидности, преимущества, транспортировка, монтаж

Использование бетонных плит для организации дорог, стоянок и подъездов к временным объектам во многих случаях является более предпочтительным, чем использование асфальта.

Во-первых, срок строительства дорожного полотна значительно сокращается. В некоторых случаях экономия может составлять 50%. В летний и зимний период дорожные плиты можно укладывать прямо на грунт без долгой и сложной подготовки основания. Даже с нарушением технологии монтажа они выдерживают значительные нагрузки и сохраняют все основные характеристики. Для длительного использования дорожного полотна плиты необходимо укладывать на подложку из сыпучих материалов, – щебень и песок – четко следуя правилам укладки дорожных плит. Такое основание способно свести к минимуму последствия перепадов температур в межсезонный период. Такую дорогу просто не поведет на осенней или весенней распутице.

Во-вторых, дорожные плиты можно использовать многократно. Они оснащены монтажными петлями, благодаря которым могут быть легко демонтированы и перевезены в новое место, где будут повторно использованы для организации дороги. Такие процедуры никак не ухудшают эксплуатационных характеристик плит, срок службы которых может превышать 25 лет! Для этого лишь необходимо обеспечить правильную транспортировку, хранение и, конечно же, полное соблюдение технологии их укладки.

Выбор дорожной плиты

Перед началом строительства временной или постоянной дороги необходимо определить ряд технических параметров, которым должен соответствовать реализуемый проект. Среди них особое место занимают два показателя – ширина дорожного полотна и предельная нагрузка.

В первом случае нужно понимать – предусматривается для двустороннее движение или же интенсивность трафика не предполагает большое количество автомобильной техники в противоположных направлениях. Если движение двустороннее, то ширина дорожного полотна должна составлять не менее 4,5 метров. Так, для того чтобы на небольшой скорости могли разъехаться два легковых автомобиля достаточно заложить 2,2 метра ширина на автомобиль. Для грузовиков этот показатель равняется 2,7 метра. Если дорога будет использоваться в межсезонье или носить постоянный характер, то также необходимо предусмотреть обочины из щебня шириной 30-35 сантиметров с каждой стороны.

Правильный расчет предельной нагрузки позволяет не только увеличить срок эксплуатации дорожных плит, но и сократить затраты на их приобретение. Для организации подъезда к частному дому легкового автомобиля можно использовать дорожную плиту 2П30.18-10, рассчитанную на давление 10-тонн. А вот для временного подъезда к строительной площадке, где предполагается интенсивное использование тяжелой техники лучше не экономить и использовать дорожная плита 2П 30.18-30. Для возведения постоянных дорог применяют плиты с усиленной армированной основой — 1П 30.18-30.

Подготовка основания и монтаж дорожных плит

  • Перед началом монтажа необходимо протянуть главную ось и по обе стороны от нее отмерить расстояние, равное ширине дорожной плиты. Таким образом, вы минимизируете свои будущее возможные проблемы при состыковке плит.
  • В размеченной зоне полностью снимается верхний плодородный слой земли. В зависимости от почвы и ее заболоченности глубины траншее составит 35-60 сантиметров.
  • Дно траншеи застилают материалом, препятствующим прорастанию растений и поступлению влаги. В многих случаях этот этап пропускают.
  • Затем засыпают слой щебня – около 20 см. Сверху – слой песка такой же высоты. С помощью вибротрамбовки основание максимально уплотняется.
  • На сформированную «подушку» производится монтаж плит вдоль главной оси. Щели и зазоры можно забетонировать или засыпать щебнем и песком. Допускается сваривание монтажных петель для обеспечения лучшей сцепки дорожных плит друг с другом. При соблюдении технологии укладки, они могут использоваться в качестве подложки под асфальт.

г. Москва, Канатчиковский проезд владение 3

Тротуарные плиты из бетона — способы производства и использование для благоустройства

Для обустройства и оборудования городских либо загородных двориков, участков, площадок для детей, аллей и дорожек в парках, широко применяют тротуарные бетонные плиты. Конструкции наделены хорошими эксплуатационными качествами, надежностью и имеют привлекательный вид. Укрепленные железобетонные плиты применяются еще в строительстве городских автомобильных магистралей.

Преимущества тротуарных бетонных плит разной конфигурации

  • Широкий ассортимент разнообразных расцветок, размеров и форм.
  • Простота в укладке и различные методы сборки.
  • Несложный ремонт либо замена.
  • Низкая стоимость.
  • Высокая износоустойчивость.
  • Длительный срок в использовании.
  • Водонепроницаемость и стойкость к морозам.

При высоких температурных показателях плиты не выделяют ядовитые и токсичные вещества в окружающую среду.

Разновидности покрытий

Согласно ГОСТу 17608—2017, выделяют несколько видов, размеров и форм бетонной плитки:

  • стандартная — 10 см толщиной;
  • тротуарная (толщина по стандарту от 25 до 30 мм);
  • железобетонная.

Тротуарная плита классифицируется по конфигурации на такие типы:

  • квадратная;
  • прямоугольная;
  • фигурная;
  • шестиугольная;
  • окаймляющая;
  • декоративная.

Еще имеются плиты для слабовидящих людей. Они имеют рельефные шероховатые элементы, благодаря которым нога не скользит. По толщине плиты различают такие, что описаны в таблице:

Толщина, смНазначение
3Отмостки, садовые дорожки, площадки с минимальной нагрузкой
4—4,5Тротуары, пешеходные дороги
6Паркинг, заезд машин
8Дороги малоинтенсивного автодвижения

Основные методы производства

Изготовление бетонной плитки возможно 2-мя способами:

  • Вибролитье — отливка плиты совершается в подготовленную формочку.
  • Вибпропрессовка с использованием пресса.

Первый метод изготовления обеспечивает материал сглаженной поверхностью. Плотность воды, содержащаяся в цементе, понижает прочность и морозостойкость, что приводит к короткому сроку службы на 10 лет. Получая изделия методом вибропрессовки, элементы становятся более устойчивыми к перепадам температур и износу. Срок эксплуатации — 25 лет. Для изготовления плит подбирают состав бетона согласно требованиям ГОСТа 27006 по технологии производства в соответствие с ГОСТом 7473. Классический состав:

  • 1 доля цемента М500, 2 доли воды и по 1-й — мелкого песка и тяжелого гранотсева;
  • вариативно — цветные добавки для получения нужного оттенка — 4—5%;
  • 2% пластификатора.

Для производства в домашних условиях потребуется:

  • Цемент М400, пастификатор С7 и гравотсев.
  • Вибростол.
  • Несколько видов форм для плитки.

Укладка изделия

Залог безремонтной и продолжительной эксплуатации — правильная выкладка тротуарной плитки. Для пешеходного участка либо садовой аллейки используется песчаная подушка, а для проезжей зоны — проводят укрепление подложкой из бетонного раствора. Техники кладки:

Материал может быть выложен узором «елочка». Не менее популярна выкладка таких камней в виде кирпичной кладки.

  • узоры елочного вида;
  • полукруги;
  • кирпичи;
  • столбики.

Основные советы по выкладке

  1. Разметить участок и снять примерно 15 см почвы.
  2. Утрамбовать пласт грунта.
  3. Сформировать сточные ямки и засыпать песком толщиной 5 см.
  4. Сделать подушку из влажного песка, щебенкой либо бетона приблизительно 10 см и утрамбовать ее виброплитой либо деревянной киркой.
  5. Приступить к кладке плитки с уплотнением каждого элемента.
  6. Осыпать мелким песком готовую поверхность и залить силиконом для укрепления.
Читайте также:  Филенчатые межкомнатные двери – конструкция, материалы, отделка, ремонт

Между элементами должен оставаться маленький зазор.

Не стоит вплотную выкладывать плитку друг к другу, а лучше оставить промежуток в 5 мм. Щели образующееся между плитами стоит заделать песком либо материалом, который применялся для изготовления подушки. Закупка тротуарных плит советуется с резервом, так как некоторое количество изделия истратится на подрезку для выравнивания укладки.

Минусы использования

Недостатками использования тротуарной бетонной плиты считается, что за счет зазоров между материалом, дождевая вода подтекает под покрытие и разрушает его изнутри, а влияние низкой температуры в зимнее время, делает ее скользкой. Отмечается возможное проседание плит из-за изначально неправильной выкладки дорог, тропинок или тротуаров. Некачественное покрытие неудобно использовать, в частности, в качестве проезда на коляске, велосипеде и т. п.

Характеристики и укладка дорожных плит

Для строительства дорог, временных подъездных путей, складских площадок и тротуаров широко применяются дорожные плиты, которые представляют собой плоские железобетонные изделия заводского изготовления, способные выдерживать большие весовые нагрузки. Они могут быть использованы в местах проезда грузового автомобильного транспорта и спецтехники, движения пешеходов, складирования материалов и т.д.

Широкий ассортимент типов ж/б изделий и их форм, предлагаемых сегодня на рынке строительных материалов, позволяет быстро решать большое количество задач, связанных с обустройством дорожных покрытий, складских и производственных территорий, а также мощением садовых дорожек.

Преимущества и недостатки применения

К основным достоинствам применения, которыми обладают дорожные плиты, относят:

  • простую технологию укладки, которая увеличивает скорость монтажа и упрощает выполнение строительных работ при сохранении высокого качества покрытия;
  • относительно невысокую стоимость используемых материалов;
  • снижение затрат на разработку грунта и сопутствующие работы;
  • высокую надежность, прочность и морозостойкость покрытия;
  • возможность вторичного использования материала после демонтажа.

Основным недостатком считают наличие швов, которые не позволяют получить идеально ровную поверхность. Однако использование асфальта в качестве верхнего покровного слоя или заделка швов строительными растворами помогает устранить этот недостаток и улучшить качество поверхности.

Аэродромная плита ПАГ.

Классификация

Дорожные плиты классифицируются по своему назначению, геометрической форме и размерам в соответствии с ГОСТ 21924.0-84. По назначению они изготавливаются для постоянных и временных дорожных покрытий. Как отдельная разновидность изделий рассматриваются аэродромные плиты ПАГ, имеющие повышенную прочность. Тип изделий определяется маркировкой. Если в качестве первой цифры используется «1», то это говорит о применении материала в качестве постоянного покрытия, а цифра 2 означает временное.

По геометрической форме дорожные железобетонные плиты подразделяются на:

  • прямоугольные марки П;
  • с одним или двумя совмещенными бортами – ПБ, ПББ;
  • ПТ – с плоской трапециевидной поверхностью;
  • ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные конструкции и их доборные элементы.

Наиболее распространены изделия прямоугольной формы, как наиболее простые в изготовлении, укладке и пользующиеся наилучшим спросом. Их длина может быть в пределах от 1,75 до 6,00 метра, а ширина — от 1,00 до 3,75 метра. Более подробные данные приводятся в таблицах.

  • ПНД 6×2 – с предварительно напряженной арматурой, длиной 6.0 м и шириной 2.0 метра;
  • ПНД 3×1,5 – с предварительно напряженной арматурой, 3.0×1.5 метра;
  • плита дорожная 2П 30 18 30 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 30 тн;
  • 2П30.18-10 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 10 тн.

Другие виды маркируются аналогичным образом, включая данные об их назначении, геометрической форме и размерах.

Использование материалов для аэродромного настила при строительстве дорог позволяет получить особо прочное и долговечное покрытие с мягкой рифленой поверхностью, которая обеспечит лучшую устойчивость автомобиля на дороге. Для изготовления применяют арматуру усиленных марок и самый высококачественный бетон.

Конструкция железобетонных плит

Конструктивно плиты являются плоскими железобетонными изделиями толщиной 140-240 мм с предварительно напряженной или ненапряженной арматурой. Для удобного монтажа они могут иметь металлические петлевые захваты, которые спрятаны в теле монолитной конструкции и не выступают на поверхность дорожного покрытия.

Основным строительным материалом для изготовления является бетон, который закрывает усиливающую арматурную конструкцию от неблагоприятных атмосферных и механических воздействий. Для изготовления дорожных плит применяют бетон с морозостойкостью не менее 150 циклов и плотностью 2,2-2,5 тн/м 3 .

При изготовлении предварительно напряженных арматурных каркасов используется стальная арматура марок A-5, AT-5 и AT-4. В случае не напряженных конструкций используются марки арматуры A-1, A-3 и A-3C, а так же проволока BP-1 диаметром 6-8 мм.

При складировании готовые изделия укладываются на ровное прочное основание с использованием поперечных деревянных опор. Дальнейшая укладка дорожных плит на складе происходит с использованием деревянных прокладок между всеми рядами.

Формы плит.

Технология заводского изготовления

Технология формирования железобетонной дорожной плиты начинается с подготовки формы. На этой стадии все стенки формы смазываются специальной смазкой для облегчения процесса будущей распалубки. После этого:

  • производится установка двух армирующих сеток, для правильного пространственного положения которых на арматурные пруты устанавливают пластиковые ограничители типа «круг» или «звездочка»;
  • внутрь формы укладывают бетонную смесь и уплотняют ее при помощи вибрационного воздействия;
  • производят термическую обработку бетона горячим паром в прогревочной камере на протяжении 8-12 часов;
  • происходит разопалубка готового изделия, проверка качества изготовления и маркировка в соответствии с типом плиты.

Далее продукция отправляется на слад, где она и хранится до момента отгрузки покупателю не менее 92 часов (4-х суток).

Технология укладки на дорогах общественного значения

Благодаря своей многофункциональности, железобетонные дорожные плиты применяют не только в масштабном дорожном строительстве, но и для мощения дорожек и проездов для автотранспорта на приусадебных участках частной застройки.

При мощении дорог и проездов общественного значения подготовка основания зависит от назначения дороги в плане предполагаемой длительности испольщования. Под временные дороги, проезды и площадки считается достаточным подготовить песчаную утрамбованную подушку, а сами дорожные плиты укладывать без установки бордюрного камня.

Бетонные дороги постоянного пользования должны укладываться на многослойное основание, состоящее из:

  • дренажного щебеночного слоя;
  • настила из нетканого геотекстиля;
  • плотной песчаной подушки.

Важность использования песчаной подушки.

При этом установка бордюрного ограждающего камня по краям дороги обязательна. Через каждые 10 метров между камнями необходимо оставлять зазоры 5-7 см для нормального схода дождевой воды с дорожного полотна.

Дренажный слой насыпается в «корыто», которое получают в результате снятия верхнего слоя грунта по всей ширине будущей дороги на глубину 25-30 см.

После этого щебень хорошо трамбуется и покрывается слоем геотекстиля, на который насыпается песчаная подушка толщиной 10-15 см. Дорожную плиту укладывают на уплотненный песок с последующей заделкой монтажных пазов с петлями цементным раствором или мелкозернистым бетоном. В качестве крайних элементов дорожного полотна рекомендуется укладывать ПБ или ПББ с совмещенными бортовыми выступами, примыкающими к бордюрному камню.

Для улучшения качества дорожного покрытия поверхность может быть укатана асфальтом или залита сплошным слоем бетонной стяжки.

Применение ж/б плит в частном строительстве

Использование дорожных плит при обустройстве приусадебной территории позволяет быстро и за дешево сделать подъезды к зданию, садовые дорожки или тротуар. При этом для подъездных путей и мест проезда автомобиля обычно используют плиты больших размеров длиной 3-6 метров с допустимой нагрузкой до 10 тн. Например, 2П30.18-10, 2П60.1,8-10 или плита дорожная ПНД 6000x2000x140. Более мощные изделия в частном строительстве применять нецелесообразно.

Подготовка основания.

Для обеспечения долговечности дороги, укладка тяжелых дорожных плит должна производиться на подготовленную основу с дренажным щебеночным слоем и промежуточным геотектильным покрытием, которое предотвратит прорастание сорных растений межплиточных швах.

Для пешеходных дорожек удобно и выгодно применять шестигранные, трапециевидные или небольшие прямоугольные изделия относительно небольшой прочности, поскольку нагрузка на такие покрытия будет небольшой.

В качестве основания вполне достаточно уплотненной песчаной подушки, под которую расстилается слой геотекстиля. Этот материал предотвратит возможное прорастание сорняков и, в то же время, позволит дождевой воде беспрепятственно уходить в грунт. Для гарантированного сохранения геометрических размеров дорожки желательно наличие бетонного бордюра.

Разрезать или колоть ж/б плиты под необходимый размер необходимо вдоль имеющейся арматуры или поперек, на расстоянии не менее 250 мм от края. Все петлевые пазы нужно залить мелкозернистым бетоном, а швы заделать жидким цементным раствором.

Новые виды ж/б плит для мощения

Сегодня производители предлагают частным застройщикам штучные железобетонные изделия для мощения дорожек квадратной, прямоугольной, треугольной, ромбической, многоугольной и других форм. При этом поверхность дорожных плит может быть как цветной, так и обычного серого цвета. Бетонная поверхность делается гладкой или тисненной для уменьшения вероятности скольжения по мокрому покрытию.

Схема уложенной плиты.

Применяя их, можно выполнить весьма оригинальное оформление садового участка вокруг жилого дома. Допускается использовать сочетания укладки дорожных плит с цветным гравием, брусчаткой, тротуарной плиткой и другими материалами. Основанием для них должна быть двухслойная гравийно-песчаная подушка.

Основные принципы правильной разметки дорожек

Разметка является первым этапом работ по обустройству мощеных покрытийпешеходных дорожек. От ее правильного выполнения в значительной мере зависит внешний вид, долговечность и удобство использования территории.

Ширина дорожки должна быть такой, чтобы на ней могли свободно разойтись 2 человека при встрече, но не менее 0,8 метров.

Пешеходная дорожка, идущая вдоль проезда для автомобиля, должна обеспечить безопасное передвижение человека во время движения машины.

Монтируемое твердое покрытие необходимо укладывать на расстоянии не менее 1,5 метра от садовых деревьев, чтобы растущие корни впоследствии не повредили основания. Необходимо обязательно предусмотреть наличие уклонов поверхности дорожки для отвода дождевых и талых вод. При этом важно исключить вероятность их поступление в сторону жилого дома и хозяйственных построек.

Ссылка на основную публикацию