Фундамент под каркасный гараж – виды, критерии выбора, особенности конструкций

Как выбрать и правильно сделать фундамент под каркасный гараж?

Ни один автолюбитель не отказался бы иметь собственный гараж. Ведь в нём удобно производить ремонт, уход за автомобилем, оставлять ночевать, не боясь за его сохранность, да и это колоссальная экономия на эксплуатации и уходе за авто.

Очень важным моментом при строительстве каркасного гаража своими руками является фундамент, который нужно правильно подобрать и сделать.

Виды фундаментов

Прочный и правильно подобранный фундамент — гарантия прочности и надёжности всего гаража. Чтобы правильно подобрать основу под гараж, необходимо учитывать некоторые факторы, но в любом случае больше всех пользуются спросом следующие виды фундамента под каркасный гараж:

  • ленточного типа;
  • монолитная плита;
  • свайный.

Для того чтобы понять какой из них стоит класть в основу каркасного гаража, нужно знать:

  • глубину залегания грунтовых вод;
  • состав грунта на участке;
  • глубину, на которой грунт начинает промерзать;
  • степень предполагаемой нагрузки на основание.

Разобраться с данными показателями достаточно просто:

  1. Информация об уровне грунтовых вод имеется у любого, кто бурил скважину на участке, поэтому , если речь уже зашла про строительство гаража, то этот показатель наверняка известен.
  2. Насколько далеко вглубь грунт промерзает, узнаётся по региону в целом.

За подобной информацией можно обратиться к геологам. К данной величине нужно прибавить 20%, тогда будет известно расстояние, на которое нужно помещать фундамент вглубь.

  • Состав грунта можно определить самостоятельно, для этого выкапывается шурф и производится оценка пластов, которые его образуют. Основание любого типа можно строить, если преобладает песчаная почва.
  • Нагрузка на основание гаража просчитывается, исходя из уже имеющегося плана гаража, учитывается материал, из которого он будет изготовлен и то, что будет отправлено в гараж на хранение.
  • На фундамент для каркасного гаража возложена в первую очередь функция прочности и стойкости, поэтому учитывая влияние вышеуказанных критериев, можно сделать следующие выводы:

    1. Самым простым и лёгким в устройстве и возведении, а также бюджетным будет ленточный фундамент. Применить его под каркасный гараж можно в случае устойчивых грунтов на участке. При выборе этого варианта фундамента, в учет берётся показатель глубины промерзания грунта. Степень нагрузки на такой фундамент может быть достаточно высокой, однако риск, что через какое-то время могут по стенам пойти трещины есть, поэтому такой фундамент нуждается в армировании.
    2. Однозначным вариантом для основы под каркасный гараж, который планируется строить на неустойчивых грунтах и с высоким уровнем грунтовых вод будет плитный. Обладает он высокой степенью устойчивости и способен взять на себя большие нагрузки. Риск деформации стен при таком фундаменте минимален. Стоимость монолитной плиты в сравнении с ленточным фундаментом немного выше, но зато спокойствие и уверенность в надёжности конструкции обеспечена.
    3. Свайный фундамент обладает определённой прочностью и способен сохранять в целостности всю конструкцию гаража даже на слабом грунте. Показатели для выбора фундамента не сильно влияют, когда речь идёт о свайном основании. Однако требует такое основание антикоррозийной обработки, специальной техники для вбивания свай и очень больших финансовых затрат.

    Определение глубины

    Одним из нюансов, который поможет добиться устойчивости основания под каркасный гараж будет глубина, на которую стоит заливать фундамент.

    Безошибочно определиться с данной величиной помогут следующие рекомендации, которые зависят от показателей глубины нахождения подземных вод и промерзания грунта:

    • если промерзает почва не глубоко, а воды расположены достаточно удалённо, то глубина для фундамента может быть 0,4 м и такое же расстояние, оставленное для песчаной или гравийной подушки;
    • глина и суглинок требуют углубить фундамент до 1,5 м, чтобы избежать разрушения основания гаража из-за динамичных свойств данных типов почвы.
    • на песчаных почвах углубление для основания под гараж делается 0,8 м, поскольку процессы пучения для такого типа грунта не свойственны.

    Подготовка почвы

    Прежде чем приступать к заливке основания, нужно провести некоторые подготовительные работы с землёй.

    Для начала нужно поверхность почвы, на которой планируется строительство выровнять и утрамбовать. В случае обнаружения застоя воды, соорудить дренаж.

    После таких нехитрых процедур наносится разметка, по линиям которой нужно выкопать траншею для установки опалубки.

    Выкопанную траншею следует проложить геотекстилем с плотностью 200, который закроет всю поверхность земли в ней. После первого слоя гидроизоляции можно насыпать слой песка. Желательно не использовать для этих целей речной песок.

    После утрамбованного песчаного слоя, снова нужно провести гидроизоляции геотекстилем и сверху насыпать щебень фракцией 40-80. Высота уровня гаража, таким образом, немного поднимется, а почва будет готова к тому, чтобы залить бетон.

    Инструкции по возведению

    Чтобы установить ленточный вид основания под гаражом, нужно произвести следующую последовательность действий:

    1. Определиться с глубиной залегания фундамента.
    2. Сделать разметку, учитывая все санитарные и пожарные нормативы.
    3. Соорудить указательные приспособления для облегчения работ по выкапыванию траншеи. Использовать можно колья и нить, натягивая её между кольями.
    4. Определить планируемый уровень грунта и установить нулевую отметку для возможности ориентироваться по ней;
    5. Следующий этап — выкапывание траншеи.
    6. Дно траншеи можно выложить рубероидом. Распределить и произвести закладку гильз в соответствии с необходимыми коммуникациями в гараже;
    7. Произвести заливку фундамента в несколько этапов. Для заливки монолитной подошвы нужен раствор бетона соотношением цемент, песок, щебень и вода(1:3:4:4). Заливка производится только в один подход. Дать полностью устояться и высохнуть в течение 2х недель.
    8. Заливка цоколя. На этом этапе можно провести усиление основания.

    Установка плитного фундамента:

    1. Провести последовательность подготовительных работ до момента установки опалубки.
    2. Сформировать дренажную подушку, используя щебень и песок, тщательно их утрамбовав.
    3. Укрыть дренаж гидроизоляционным материалом и провести утепление, применяя пенопласт.
    4. Провести армирование по необходимости.
    5. Залить фундамент бетоном.

    Установка фундамента из свай:

    Чтобы возвести свайный вид основания, без специальной техники не обойтись. Такой вариант вида фундамента под гараж, каким бы хорошим и прочным не был, не очень он рационален без особой необходимости на участке дома.

    Сваи вбиваются на необходимую глубину вертикально. В случае, когда сваи сделаны из дерева, то можно попытаться сделать самостоятельно их установку, однако надёжность таких свай невелика ввиду их быстрого гниения.

    Разновидности фундаментов для каркасного гаража

    Каркасный гараж может служить отличным дополнением дому, который построен по сходной технологии. Технология создания каркасного гаража становится все более популярной в наше время. Эта тенденция обусловлена массой преимуществ такого строения. Строительство гаража, как и любого здания, требует фундамента. Какой же лучше фундамент выбрать для каркасного гаража? Самым лучшим вариантом многие считают создание классической плиты. Но существуют и более рациональные варианты.

    Для того, чтобы выбрать оптимальный вариант фундамента, необходимо учесть размеры и особенности строения гаража, тщательно исследовать грунт под основание.

    Фундамент каркасного гаража должен быть подобран таким образом, чтобы были учтены все особенности строения, грунта и окружающей среды.

    Ленточный фундамент для каркасного гаража

    Основное преимущество ленточного фундамента для каркасного гаража заключается в легкости, надежности и простоте конструкции. Благодаря этим положительным качествам он достаточно быстро возводится. Данное основание хорошо подойдет для конструкций с тяжелыми несущими стенами.

    Инструменты и материалы, необходимые для того чтобы сделать фундамент под каркасный гараж:

    • рулетка;
    • строительный уровень;
    • веревка, нить или леска;
    • столбики;
    • лопата;
    • рубероид;
    • гильзы для ввода коммуникаций;
    • арматура, вязальная проволока;
    • цемент, песок, щебень;
    • ДВП, европоддоны;
    • кисть;
    • жидкая гидроизоляция;
    • бетономешалка.

    Конструкция обноски: 1 – доски обноски, 2 – гвозди, 3 – шнуры, 4 – разметка будущего фундамента.

    Первое, что следует сделать при строительстве, – это внимательно рассмотреть проект земельного участка и гаража. Одним из важных параметров при выборе глубины заложения фундамента является глубина промерзания грунта. Эта величина для каждого региона различна. Чтобы рассчитать необходимую глубину заложения основания, необходимо к глубине промерзания грунта прибавить 20%. К примеру, если глубина промерзания составляет 80 см, то фундамент надо закладывать на глубину 95-100 см.

    Далее выполняется, в соответствии с проектом гаража и участка, горизонтальная разметка. Разбивку фундамента осуществляют следующим образом: переносятся на местность все размеры подошвы фундамента с учетом противопожарных и санитарных норм и нормированных расстояний от граничных линий участка. После этого на ширину траншей следует установить разметочные столбики и натянуть веревку, леску или капроновую нить. Проекция натянутой веревки на поверхность должна соответствовать всем параметрам фундамента по проекту, она будет выступать в качестве границы копаемых траншей. Эту границу можно выделить сыпучим материалом яркого или белого цвета, насыпая его прямо на нить или веревку в безветренную погоду. Заранее следует провести измерение сторон и диагоналей разрабатываемых траншей. Противоположные диагонали и траншеи должны быть равны между собой.

    Образец вязки арматуры в траншее фундамента.

    После этого нужно выставить нулевую точку, которая будет соответствовать планируемому уровню поверхности грунта на участке. От этой точки и производится измерение глубины копаемых траншей. Зная все параметры, можно приступать к рытью траншей. Для выведения горизонтальной плоскости понадобится строительный уровень.

    После того как все траншеи вырыты, нужно определиться с закладкой фундамента. Если грунт однородный, плотный, песчаный, то подушку под фундамент выполнять не обязательно. На дно траншеи нужно уложить рубероид и завернуть его края вверх: это предотвратит вытекание цементного молочка в грунт и создаст импровизированную опалубку. До начала заливки необходимо заложить гильзы для ввода коммуникаций с учетом разработанного проекта.

    Армирование монолитного ленточного фундамента для каркасного гаража

    Усиление фундамента поможет впоследствии избежать таких проблем, как появление трещин на стенах. Оно выполняется с помощью армирования верхней и нижней части фундамента, тем самым предотвращая деформацию основания при работе на излом. Для связки 2-х частей ленточного фундамента (цокольной части и подошвы) можно использовать обрезки арматуры. Вязальная проволока используется при создании верхнего и нижнего плоского арматурного каркаса.

    Заливка фундамента для каркасного гаража

    Фундамент состоит из 2-х частей: монолитная цокольная часть и монолитная подошва. В первую очередь заливается монолитная подошва. Для этого необходимо приготовить в бетономешалке бетонную смесь из 1-ой части цемента, 3-х частей песка, 4-х частей щебня и воды. Расход цемента на 1 м? бетона составляет примерно 250-260 кг. Песок можно использовать речной. Заливка подошвы выполняется прямо в траншею, после укладки рубероида и после того, как установлен арматурный каркас. Заливать фундамент нужно сразу в течение дня без проведения перерывов.

    Схема заливки цокольного этажа.

    Далее нужно залить цоколь. Второй этап заливки нужно проводить после того, как подошва наберет прочность (не раньше чем через 2 недели) и будет установлена опалубка. Для создания опалубки можно использовать скрепленные между собой европоддоны и ДВП, которое прибивается на внутреннюю часть. При создании опалубки нужно не забывать об обустройстве отверстий для коммуникаций (электрического кабеля, водопровода и т. д.). Для этих целей используются закладные гильзы, которые бывают пластиковыми, металлическими или из обрезков асбестовых труб.

    Во время бетонирования цокольной части у самой поверхности нужно выполнить армирование фундамента, что в итоге усилит основание. После того как фундамент наберет прочность, можно производить демонтаж опалубки. До выполнения обратной засыпки нужно выполнить гидроизоляцию фундамента. Для этого на поверхность наносится кисточкой или валиком специальная жидкая гидроизоляция. Дополнительно нужно выполнить горизонтальную гидроизоляцию верхней поверхности фундамента, чтобы исключить попадание влаги из основания в стены. Для этого верхнюю поверхность следует обработать жидкой гидроизоляцией и уложить 2 слоя рубероида.

    Плитный фундамент для каркасного гаража

    Если планируется строительство каркасного гаража на неустойчивом грунте или если имеется высокий уровень грунтовых вод, то лучше обустроить плитный фундамент. Устройство такого основания еще проще, чем возведение ленточного фундамента, так как не придется рыть глубокую траншею. Он отлично подходит для создания гаража на сложном грунте. Его отличительная особенность заключается в том, что он покрывает всю площадь возводимого гаража. Благодаря этой технологии убираются все нагрузки и деформации при перемещении почвы под самим фундаментом.

    Конструкция плитного фундамента для каркасного гаража.

    Конструкция данного фундамента представляет собой решетчатую или сплошную железобетонную плиту различной толщины, пронизанную арматурой. В отличие от ленточного фундамента, заливка производится на всю площадь основания будущего гаража. Наземная часть такого фундамента служит полом во внутреннем помещении. Этот вариант считается самым оптимальным, потому что дополнительное обустройство подвала влечет за собой большие материальные затраты. Очень хорошо подойдет такое основание для мест с большим уровнем промерзания почвы, так как монолитная плита эффективно защищает гараж от промерзания и положительно влияет на долговечность конструкции.

    Инструменты и материалы, необходимые для того, чтобы сделать фундамент под каркасный гараж:

    • доски, молоток, гвозди;
    • рулетка;
    • строительный уровень;
    • лопата;
    • рубероид;
    • полиэтилен;
    • армирующая сетка;
    • цемент, песок, щебень;
    • бетономешалка;
    • утеплитель.

    Подготовительные работы

    Монтаж опалубки для фундамента.

    В первую очередь следует произвести геологическую разведку участка, на котором будет построен гараж. Таким образом будут определены степень сложности земли на участке и уровень залегания грунтовых вод. По этим данным производится расчет нужной толщины плиты и глубины котлована, а так же калибр арматурной сетки. Чтобы не прибегать к помощи архитектора, можно подобрать готовый проект, который будет соответствовать вашим условиям.

    Для строительства подготавливается площадка подходящей глубины и по периметру устанавливается опалубка. Затем формируется дренажная подушка из щебня и песка. Каждый слой необходимо хорошенько выравнивать и утрамбовывать. После этого плитное основание защищается от влаги. Для этого дренажная подушка покрывается рубероидом или виниловой пленкой. Сверху изоляции укладывается утеплитель. Для этого можно использовать пенопласт. Чтобы зафиксировать листы, применяют клейкую ленту, которая защитит их от смещения. Такую же защиту используют и для боковых частей основания. После этого можно приступать к армированию. Для этого на утеплитель помещают армирующую сетку, которая состоит из связанных между собой стальных прутьев.

    Читайте также:  Пол в погребе: как обустроить

    Заливка фундамента

    После проведения комплекса подготовительных работ можно приступать к заливке фундаментной плиты под гараж бетоном. Убрать воздушные пузырьки из бетона можно с помощью обычной тряпки или вибропресса. Дополнительно можно еще утеплить отмостку. Если у вас средний климат, то утеплитель можно не подкладывать: достаточно утеплить боковины.

    Если вы не успели залить фундамент за 1 день, то его необходимо накрыть полиэтиленом и продолжить работу через 12 ч. Если по истечении этого времени не удастся продолжить работы, то заливку следует продолжить не раньше чем через 5 дней.

    Свайный фундамент для каркасного гаража

    Свайные фундаменты широко используются при строительстве гаражей и прочих сооружений на слабых грунтах. Использование такого фундамента позволяет сократить сроки строительства. Существует несколько различных видов свайных фундаментов, зависящих:

    • от конструкции ростверков;
    • от работы сваи в грунте;
    • от расположения их под сооружением;
    • от уровня погружения свай;
    • от способа изготовления свай;
    • от типа используемых свай.

    Конструкция свайного фундамента.

    Строительство свайного фундамента обычно происходит с участием большого количества строительной техники, что не очень приемлемо для создания частного гаража. Свайный фундамент состоит из свайных опор, арматурного каркаса, ростверка и внутренних свай. Готовые сваи имеют с одной стороны заостренный конец, который забивают в землю при помощи специальной техники.

    Обычно сваи устанавливают строго вертикально, но существуют варианты, при которых применяют наклонное размещение свай. Наклонные сваи обычно устанавливаются на грунтах с горизонтальными силами.

    Материалы, которые используются для изготовления свай:

  • Железобетонные сваи – основное их преимущество заключается в том, что такие сваи при наличии соответствующей техники можно устанавливать прямо на месте. Срок их службы может превышать 100 лет.
  • Стальные сваи имеют много недостатков – для них требуется обязательное антикоррозийное покрытие.
  • Деревянные сваи имеют самую низкую стоимость, но используются очень редко, так как дерево подвержено быстрому гниению.

    Для строительства каркасного гаража больше всего подойдут железобетонные сваи сплошного сечения, винтовые стальные сваи или набивные бетонные сваи.

    Критерии в выборе фундамента

    При выборе фундамента для каркасного гаража необходимо учитывать одни и те же нюансы. В первую очередь нужно исследовать грунт. Если нет средств на проведение профессиональных исследований, то придется самостоятельно проанализировать его состав. Для этого выкапывается шурф и оценивается залегание пластов грунта. Зачастую приходится иметь дело с супесью, глиной, суглинком, песком и торфом. Из всех перечисленных вариантов самым лучшим считается песок. На нем можно построить любой тип основания.

    Второе, на что следует обратить внимание, – это уровень грунтовых вод. Этот показатель сказывается и на механических показателях грунта и может существенно повлиять на несущие конструкции. Третий фактор – нагрузка гаража на основание. Она напрямую зависит от материалов, которые используются при строительстве. Чем выше нагрузка, тем большей площади должно быть основание. Выбор фундамента зависит и от того, будет ли в нем обустроена смотровая яма, подвал, погреб и т.д.

    Фундамент под каркасный гараж своими руками

    Если потребовалось построить недорогой, но прочный и удобный гараж, присмотритесь к каркасным постройкам. Масса автомобиля гораздо больше, чем у любой мебели, поэтому потребуется надёжный фундамент, который можно возвести своими руками.

    Какие виды фундамента применимы для каркасного гаража

    Столбчатый фундамент. Этот вид фундамента использовать проще всего. Его можно изготовить, не обращаясь за помощью профессиональных строителей. Столбчатый фундамент часто выбирают, если планируют делать в гараже дощатый пол. Его устраивают разными способами, а при постройке используют всевозможные материалы – бетонные блоки, ЖБ изделия, кирпич или же вовсе комбинируют разные материалы. Но это не самое лучшее решение для каркасного гаража. При выборе столбчатого фундамента вам придётся делать мощный настил из бруса и толстых досок, который будет способен выдержать приличную массу автомобиля. Кроме того, потребуется решить вопрос устройства удобного заезда – специальной въездной аппарели. Правда, для лёгкой конструкции, особенно если стоит проблема минимального времени постройки, это допустимый вариант.

    Ленточный фундамент. Прекрасно выдерживает вес каркасной конструкции. Сделать его сложнее, так как придётся не только изготавливать опалубку, но и произвести армирование конструкции с выполнением всех требований технологии. На постройку уйдёт больше времени, поскольку потребуется ждать, пока схватится и созреет залитый бетон.

    Но у ленточного фундамента есть возможности строительства оборудованной по правилам и удобной смотровой ямы. Можно изготовить как деревянный, так и бетонный пол. Если вы решили делать деревянный настил, то придётся предусмотреть дополнительные опоры для укладки лаг, их удобно изготовить в виде столбиков из бетона или кирпича. Или же можно просто вкопать в необходимых точках деревянные столбики, обработанные мастикой.

    Плитный фундамент. Ошибочно считается наиболее сложным основанием для каркасного гаража, так как до заливки бетона необходимо уложить несколько слоёв гравия, песка, щебня и хорошо утрамбовывать их. Такой фундамент стоит намного дороже, чем другие основания для гаража, да и сил приложить потребуется больше. Но так вы сделаете очень надёжный пол, который прослужит длительный срок. Даже если вы через какое-то время решите возвести капитальные стены вместо каркасной конструкции, то фундамент у вас уже будет готов.

    По конструкции это монолитная, плоская ЖБ опора. Постройки на плитных фундаментах стоят устойчиво, даже если почва слаба или подвижна. Его ещё называют плавающим фундаментом, из-за того, что как бы не перемещался грунт, перекоса стен не будет.

    Существуют 2 разновидности плитных фундаментов – гладкая и со специальными рёбрами жёсткости. Они придают дополнительную устойчивость, повышают прочность фундамента, противостоят деформациям, удерживают основание и постройку в горизонтальном положении. Верх такой плиты исполняет роль пола – по этой причине её делают гладкой. Такой фундамент под каркасный гараж построить сложно, и денег на него потребуется намного больше.

    Свайный фундамент. Если у вас слабый грунт (к примеру, с большим уклоном или сплошной песок), то присмотритесь к фундаменту на сваях (лучше – на винтовых). Такой фундамент представляет собой металлическую трубу с винтовыми лопастями. Подобная конструкция повышает сцепление с грунтом.

    Средняя несущая способность свайного фундамента – 4-5 тонн, что вполне достаточно для каркасного гаража. Но если потребуется возвести более тяжёлое строение, такой вид фундамента вам уже не подойдёт. Обязательно покройте весь металл антикоррозийными составами, это заметно увеличит срок службы всего фундамента.

    Кирпичный фундамент. Наиболее устаревшая и экономически невыгодная конструкция. Часто говорят, что фундамент для каркасного гаража, сложенный из кирпича, очень надёжен, но это просто слухи. Если есть в наличии лишний кирпич, то практичнее и экономичнее будет сложить из него столбчатый фундамент. Но в этом случае потребуется много цемента высокой марки для необходимой прочности столбиков – в противном случае кирпич долго не прослужит. В настоящее время застройщики почти не используют кирпичную основу, считая этот вариант фундамента экономически нецелесообразны.

    Блочный фундамент. Если вам необходим тяжёлый гараж большой площади, то лучше всего использовать блочный фундамент. Его устройство стоит дорого и требует привлечения тяжёлой техники. Но он выделяется среди других вариантов высокой надёжностью, длительным сроком службы и поистине необыкновенной несущей способностью. В качестве недостатков следует упомянуть высокую стоимость материала и работ, сложность монтажа конструкции (самостоятельно его сложить невозможно) и необходимость подготовки участка (выравнивание площади, создание котлована и т.д.).

    Какой вариант лучше выбрать

    В большинстве случаев для каркасного гаража используют ленточный фундамент. Он прост в изготовлении, экономичен, достаточно прочен, чтобы выдержать нагрузку от каркасных стен и автомобиля. Кроме того, его можно применять на многих видах почв.

    Глубина ленточного фундамента для лёгкого здания не будет превышать 0.5 метра. Перед заливкой бетона монтируют арматурный каркас.

    Интересно! На надёжных грунтах на ленточных фундаментах возводят двухэтажные, а иногда и трёхэтажные здания.

    Основные преимущества ленточного фундамента:

    1. Можно построить самостоятельно.
    2. Минимальная усадка, нет деформации стен.
    3. При качественной заливке может выдержать большую массу.
    4. Повышенная прочность.

    Такой фундамент удобно использовать, если пол в каркасном гараже будет цементным, заливая стяжку просто по насыпанному на грунт щебню.

    Недостатки ленточного фундамента:

    1. Затраты выше, чем при устройстве столбчатого фундамента.
    2. Заливать можно только в тёплый сезон. Во время сильных дождей или в зимний период изготавливать ленточный фундамент нельзя.
    3. Требует найма техники – экскаватора для подготовки траншеи и бетономешалки.
    4. Требуется ждать длительное время, пока бетон не наберёт полной прочности.
    5. Необходимы дополнительные работы – изготовление опалубки, создание гидроизоляционного слоя.

    Расчёт конструкции фундамента

    Постройка основания для возведения каркасного гаража должна начинаться с подготовки строительной площадки. Она состоит из проектирования постройки, очистки территории и разметки габаритов фундамента.

    Проектирование гаража можно выполнить, не привлекая специалистов. Прикиньте необходимые габариты гаража и что в него должно поместиться.

    Желательно предусмотреть небольшой запас свободной площади, так как вам необходимо будет где-то хранить запчасти, инструменты, и остальные вещи.

    От места стоянки автомобиля до стены необходимо отступить минимум 1,5 метра.

    Ленточный фундамент рассчитывают двумя способами: с учётом несущей способности почвы и по деформации грунта. Первый гораздо проще.

    Фундамент рассчитывается в последнюю очередь. Он служит, чтобы передать нагрузку от массы гаража на грунт. А масса будет известна, после того как вы решите, из каких именно материалов построите гараж. Поэтому до планирования конструкции фундамента потребуется:

    • Создать общий план постройки;
    • Решить, будет ли смотровая яма и какого размера;
    • Определить материал для кладки цоколя и его высоту;
    • Решить, какое утепление будет использовано, а также способы наружной и внутренней отделки.

    По всем материалам необходимо определить их удельную массу. Для этого лучше подготовить таблицу, после чего начинают расчеты.

    Условно расчёт подразделяют на несколько стадий:

    • Расчет будущей нагрузки на фундамент;
    • Определение характеристик ленты;
    • Необходимая корректировка.

    Влияние веса здания на фундамент

    Суммируется вес всех материалов, которые будут использованы:

    • Стен (используется общая площадь);
    • Пола и использованных для его устройства материалов;
    • Перекрытий и потолка;
    • Кровельных материалов;
    • Фундамента (пока приблизительно);
    • Крепёжных элементов.

    К этому времени уже должен быть подготовлен общий план с размерами постройки. Расчёт нагрузки от используемых материалов сделать просто – нужно определить площадь, где они будут находиться, и умножить на удельную массу.

    Рассчитываем ширину подошвы

    Нужно подсчитать 2 параметра:

    • Глубина расположения фундамента + размер цоколя = общая высота;
    • Ширина ленты.

    Длина фундамента уже известна – это общая длина стен, которые будут стоять на фундаменте. Глубина расположения подошвы определяется по виду почвы на участке. Для этой цели существуют специальные таблицы. После этого необходимо подсчитать ширину фундамента – на данный показатель влияет вес материалов и промежуток между стенами.

    Воздействие на фундамент

    Далее необходимо подсчитать, как гараж будет влиять своей массой на фундамент. Общий вес постройки делим на его площадь. Определить площадь фундамента несложно – умножаем его ширину на длину. После этого общий вес гаража нужно разделить на площадь основания в см 2 . Находим удельную нагрузку на 1 см 2 ленточного фундамента.

    ПочваСопротивление почвы (кг/ см 2 )
    ПлотныеСредней плотности
    Крупные пески4.53.5
    Пески средней фракции3.52.5
    Мелкий песок3.02.0
    Глина6.03.0
    Гравий, щебень6.05.0

    Если у почвы на участке несущая способность выше, чем масса гаража, площадь подошвы подсчитана верно. Если нет, то потребуется делать корректировку.

    Необходимые материалы и инструменты

    Чтобы изготовить фундамент, необходимы такие материалы и инструменты:

    • Рулетка длиной 10 метров;
    • Уровень;
    • Леска, капроновая нить или шнур;
    • Лопата;
    • Несколько рулонов рубероида (зависит от длины фундамента);
    • Арматура, и проволока для вязки;
    • Щебень, цемент, крупный песок;
    • ДВП;
    • Жидкая гидроизоляция;
    • Небольшая бетономешалка.

    Подготовительные работы

    Участок, где вы будете возводить гараж, необходим ровный, без мусора. Желательно убрать плодородный слой почвы. После подготовки участка начинают разметку. Сверяясь с планом, по шнуру отбивают края фундамента. Когда будут забиты колья, и по ним протянется верёвка, проверяют геометрию будущего фундамента (замеряют диагонали – они должны быть одинаковыми). Проверьте углы – у всех них должно быть точно 90 градусов, с неправильными углами у вас получатся неровные стены гаража.

    Безошибочно рассчитать глубину фундамента помогут несколько советов:

    • Если в зимний период почва на участке промерзает не глубоко, то можно закладывать фундамент на глубину 40 см и столько же приготовить для песчаной подушки;
    • Для суглинистых почв и глины нужно заглублять фундамент на 1,5 м, чтобы он не разрушился по вине динамичных качеств такого грунта;
    • На песках траншею роют на глубину 80 см – на таком грунте пучинистых процессов не бывает.

    Инструкция по устройству фундамента

    Траншея для фундамента засыпается мелким гравием или крупнозернистым песком, чтобы снизить процессы пучения и исключить скапливание воды под подошвой.

    Читайте также:  Уход за домом из оцилиндрованного бревна – через год и в дальнейшем

    После этого буром подготавливают углубления для установки свай. Их нужно обязательно расположить по углам и по периметру всех стен с промежутками 2 метра.

    Важно! Необходимо устанавливать скважины на глубину, превышающую на 0.5 метра уровень промерзания грунта.

    Диаметр отверстий должен свободно пропускать устанавливаемые сваи.

    В отверстия засыпают крупнозернистый песок слоем 18-20 см – он послужит в качестве подушки. Его необходимо хорошо пролить водой и утрамбовать. После этого опускают металлические или асбестоцементные трубы, заливают в них на 30 см бетонный раствор. Потом трубу немного приподнимают, чтобы бетон вытек – создавая своеобразную подошву, она обеспечит надёжное сцепление свай и плотной почвы.

    Пока не застыл бетон, необходимо с помощью уровня выровнять сваи по вертикали. Когда бетон схватится, в трубы опускают прутья арматуры, связанные вместе в виде решётки. Арматурный каркас должен выступать из трубы и доставать до верхней части фундамента.

    После этого на уровне почвы создают деревянную опалубку из досок. Её собирают при помощи гвоздей и саморезов, по углам усиливают брусками. Все выступающие части опалубки должны находиться снаружи конструкции. Стенки необходимо укрепить, установив подкосы и закрепив стяжки. Внутрь опалубки устанавливают арматурный каркас. Прутки толщиной 8-16 мм (с учётом нагрузки) соединяют в виде сетки в точках пересечения, арматуру связывают проволокой. Необходимо соединить арматуру свай и арматурный каркас фундамента.

    Подготовленный фундамент и сваи заливают бетонным раствором. Во время заливки, необходимо протыкать раствор прутком арматуры, чтобы помочь выйти воздуху. После этого заглаживают верхнюю часть фундамента и защищают от осадков, укрыв полиэтиленовой плёнкой.

    Пока фундамент сохнет, нужно контролировать его влажность. Допускать пересыхания нельзя. В жару набирающий прочность фундамент нужно периодически поливать водой.

    Когда полностью схватится бетон, можно начинать гидроизоляцию фундамента. Для этого используют битумные и полимерные рулонные материалы – к примеру, рубероид или самоклеющуюся пленку. Перед работой покройте поверхность бетона антисептиком и грунтовкой. Когда поверхность полностью высохнет, выполняют её гидроизоляцию.

    После этого необходимо утеплить фундамент, чаще всего для этой цели используют полистирол. Плиты крепят к поверхности с помощью специального клея. Когда он схватится, плиты дополнительно крепят дюбелями.

    Важные рабочие моменты

    Создавая фундамент, необходимо учесть несколько тонкостей процесса, которые помогут предотвратить множество проблем:

    • Допустимо делать подушку не из песка, а из гравия мелкой фракции;
    • Наружную часть опалубки необходимо покрыть битумом, и на нём приклеить рубероид;
    • Лента фундамента должна быть 30-40 см в ширину и не более 70 см в высоту – в зависимости от планируемой нагрузки на фундамент;
    • Прутья арматурного каркаса желательно соединять не с помощью сварки, а крепить вместе, используя вязальную проволоку;
    • Если в отдельных местах у вас опалубка приподнялась от земли, то необходимо подсыпать туда песок, который можно будет убрать через 10 суток после заливки фундамента.

    Неправильно выполненная работа существенно снизит срок службы фундамента и даже может привести к появлению трещин на стенах.

    Не важно, каркасный гараж какого размера вы будете строить. Возможно, это небольшое помещение, а может – добротная постройка на 2-3 машины. Но основание для него должно иметь необходимый запас прочности. Это прямо влияет не только на продолжительность службы всего строения, но и на вашу безопасность.

    Фундамент для каркасного гаража

    Каркасная постройка считается наиболее удобным вариантом для обустройства гаража. Среди её достоинств – простота монтажа и возможность выполнить работу своими руками за относительно короткие сроки. В то же время перед мастером встаёт важный вопрос – какой фундамент под каркасный гараж лучше. Поэтому стоит рассмотреть, что необходимо учесть перед началом строительства, и какие подготовительные работы нужно провести? Важно знать правила закладки основных типов фундамента.

    Что следует учесть на этапе планирования гаража

    Чтобы постройка служила как можно дольше и при этом не требовала дополнительных вложений на реконструкцию или реставрацию, необходимо продумать основные моменты закладки основания ещё до начала строительства.

    Во-первых, требуется исследование типа грунта. Так, на песчаной почве можно применить практически любой тип фундамента, а вот на нестабильных грунтах требуется заливка такого основания, которое будет активно противостоять силам пучения.

    Из-за сравнительно небольшого веса каркасной постройки под гараж, специалисты не рекомендуют применение столбчатого основания ни на каком грунте.

    Во-вторых, важной частью проектирования считается анализ расположения уровня грунтовых вод. От этого параметра зависит методика выполнения гидроизоляционного слоя.

    В-третьих, на большей части территории России грунт подвергается промерзанию в зимний период и поэтому необходимо точно знать глубину промерзания почв, чтобы установить фундамент ниже этого уровня. Это позволит увеличить прочность постройки. Распространёнными вариантами для фундамента под гараж считаются следующие:

    Строительство каркасного гаража без фундамента возможно, если только для сооружения используются крупные элементы. Также для этого необходимо удостовериться в надежности грунта, сделав его прессовку. Отсутствие фундамента не отменяет необходимости в гидроизоляции нижней части гаража.

    Подготовительные работы

    Первое, что необходимо сделать человеку, планирующему строительство гаража, это нарисовать план будущей постройки. Для этого необходимо определиться с назначением сооружения. Будет ли оно использоваться только для хранения автомобиля. Или в план стоит включить смотровую яму для выполнения посильных ремонтных работ.

    В этом помещении также может быть запланировано размещение подвала для хранения овощей и заготовок, или предусмотрено место для автомобильных запчастей и рабочих инструментов. Все это влияет на размеры.

    Если гараж предназначен для одного транспортного средства, то его размеры необходимо спланировать так, чтобы от авто до стены сооружения оставалось не меньше, чем 1.5 м по всем направлениям.

    Как только удалось определиться с размерами и внутренним содержанием гаража, остаётся расчистить место под строительство. Необходимо удалить ветки, листья, траву и мусор, которые будут мешать работе. Также снимается и плодородный слой почвы. Главное, чтобы площадка под стройку была сухой, ровной и чистой.

    Завершающим этапом подготовительных работ станет разметка периметра будущего строения. Для этого можно использовать верёвку, колья, а для упрощения задачи лазерную линейку и другие приспособления. Большое внимание необходимо уделить углам, которые должны быть строго 90 градусов, иначе стены постройки будут кривыми, что повлияет на прочность и внешний вид сооружения.

    Ленточное основание для каркасной постройки

    Ленточный фундамент для каркасного гаража является одним из распространенных вариантов для данного типа постройки. Этому способствуют следующие преимущества такого решения:

    • такой фундамент прочный и выдерживает конструкции внушительных размеров и веса;
    • при соблюдении строительных норм он устойчив к деформации и усадке;
    • возможность сделать прочный пол на основе бетонной стяжки;
    • такое основание можно соорудить своими руками.

    К недостаткам такого решения относят высокую по сравнению со столбчатым фундаментом стоимость, необходимость привлечения спецтехники и выполнения дополнительных работ, таких как установка и демонтаж опалубки. Кроме того, такое основание можно ставить в определённое время года и только в хорошую погоду. При работах с ним не допускаются низкие температуры и повышенная влажность или частные осадки.

    Прежде чем начать строить само здание, необходимо дождаться застывания бетона в течение нескольких недель.

    После того как подготовительные работы завершены, по периметру строительства требуется прокопать траншею. Её глубина должна быть ниже уровня промерзания грунта. В большинстве случаев это составляет около 50 см.

    Следующим этапом работы будет установка опалубки. Для желающих сэкономить на материалах возможен вариант использования простых досок из дешёвой древесины. Для более дорогого строительства опалубку можно купить или арендовать.

    На дно траншеи укладывается подушка из песка и щебня. Следующим слоем будет гидроизоляция. При необходимости будущий фундамент можно армировать, а затем в подготовленную траншею предстоит залить бетонный раствор. В процессе работы смесь необходимо утрамбовывать при помощи специальных инструментов.

    После, конструкцию оставляют до застывания бетона. Предварительно фундамент требуется накрыть плёнкой и периодически поливать, чтобы избежать пересыхания верхнего слоя бетона.

    После того как конструкция достаточно застыла и опалубка демонтирована, требуется проверить полученное основание на прочность. Во-первых, его горизонталь должна быть везде ровной. Максимально допустимый перепад составляет 1 см. Если где-то замечена ошибка, её исправляют путём наложения цементного раствора на более низкие участки ленты, чтобы выровнять поверхность. При этом используемая смесь требуется на порядок гуще, чем залитая в опалубку.

    Во-вторых, все углы должны быть 90 градусов. Все обнаруженные отклонения от нормы требуется срочно исправить и только после этого можно приступать к обвязке фундамента и возведению гаража.

    Другой вариант изготовления ленточного фундамента для гаража можно увидеть в следующем видео:

    Монолитная плита для каркасного гаража

    В редких случаях для каркасного гаража может быть использован монолитный фундамент. По сравнению с ленточным, его отличает большая прочность на ненадёжных грунтах и устойчивость к деформации и нагрузкам.

    К недостаткам такого решения относят более высокую стоимость, необходимость спецтехники, большой объём работ и срок заливки основания.

    Монолитное основание под гараж

    Кроме того, монолитный фундамент требует более тщательного планирования. Так, если по завершении работ над гаражом владельцу захочется дополнительно соорудить смотровую яму или погреб, это будет невозможно.

    При заливке монолитного фундамента порядок работ напоминает изготовление ленточного, только вместо траншеи по периметру гаража потребуется выкопать котлован. Затем устанавливается опалубка, на дно укладывается песчано-щебневая подушка и слой гидроизоляции. Установка арматуры в этом случае является обязательной. Важной частью работы будет заливка и утрамбовка бетона.

    На заливку монолитной плиты требуется много времени и сил. Если процесс не был завершен в течение одного дня, фундамент требуется накрыть гидроизоляционным слоем. Продолжить работу следует не позже, чем через 12 часов. Если срок упущен, возобновлять заливку фундамента можно только через 5 дней.

    Поскольку для такой конструкции требуется большее количество материала, на его застывание уйдёт больше времени. В течение всего периода за процессом требуется следить, периодически увлажняя верхний слой. По окончании периода, когда происходит застывание слоя, остаётся только снять опалубку, засыпать образовавшиеся щели грунтом, выровнять основание по горизонтали. Удобством такого решение является отсутствие необходимости заботиться об обустройстве пола, если нет нужды в его дополнительной теплоизоляции.

    Свайный фундамент для гаража

    Свайно-ростверковый фундамент придаёт особую прочность сооружению, построенному на зыбких грунтах. В случае с обустройством гаража такой метод редко применяется. По типу установки различают следующие виды свай:

    Первый вариант обязательно требует наличия специальных машин для установки опор. Второй вариант возможно использовать при изготовлении основания своими руками. Для погружения конструкций в грунт будет достаточно усилий 2-3 человек. По материалу элементы фундамента делятся на 3 вида:

    Первый тип свай является универсальным, поскольку отличается наибольшей прочностью. Стальные сваи также могут служить достаточно долго, но при условии обработки антикоррозийным покрытием. Деревянные сваи в строительстве малоприменимы ввиду крайне низкой прочности.

    Фундамент на винтовых сваях под гараж

    После определения размеров гаража и разметки периметра начинается установка свай. Опоры вбиваются или вкручиваются по углам сооружения, а затем по периметру. При этом расстояние от одной сваи до другой составляет не более 1.5 м.

    Обязательным условием при установке свай является погружение их в грунт вертикально. Этот параметр проверяется особенно тщательно после завершения работы.

    Как только последняя опора оказалась в грунте, необходимо обрезать сваи на одинаковую длину. Ровность основания по горизонтали также следует проверить. После этого полые винтовые сваи заливают бетонным раствором. На верхние их концы устанавливают оголовки. В завершение монтируется ростверк и начинается обвязка свай.

    Как оборудовать пол

    При использовании ленточного или свайного фундаментов важным этапом работ является оборудование пола. Чаще всего для обеспечения прочности применяют метод цементной стяжки. При таком выборе сначала необходимо оборудовать смотровую яму, выкопав углубление нужного размера и закрепив стены сооружения.

    Сначала пол засыпается гравием, который выполняет функцию дренажа. Этот слой требуется уплотнить. Иногда это делается при помощи пресса. При достаточном количестве времени на строительство, можно дать возможность гравию прийти в нужный вид естественным путем, на время приостановив работу. Для следующего слоя необходим песок, который также требует утрамбовки.

    Поверх дренажного слоя укладывается гидроизоляция, а затем следует теплоизоляция. Этот этап особенно важен, если работать в гараже предстоит и в зимние месяцы. Перед заливкой цемента устанавливают сварную сетку в качестве арматуры. Для завершения работы остаётся дождаться высыхания раствора.

    Выбор фундамента под каркасный гараж зависит от типа грунта и особенностей сооружения. Специалисты чаще рекомендуют использовать для подобных конструкций ленточный фундамент. Здесь применимы свайные основания или монолитная плита. Независимо от выбора главное, соблюсти технологию обустройства фундамента, чтобы построенный гараж прослужил, как можно дольше.

    Как установить дешевый фундамент под каркасный гараж из цемента

    Если у вас возникла необходимость построить недорогой, но качественный гараж, обратите внимание на каркасные постройки. Так как автомобиль весит чуть больше, чем мебель, но особое внимание должно быть уделено фундаменту. Фундамент под каркасный гараж лучше не делать столбчатым, а остановиться на ленточном.

    Ленточный фундамент по всем правилась

    Почему ленточный лучше

    Ленточный фундамент представляет собой чаще всего монолитную конструкцию, в составе которой цементная смесь. Монолитная конструкция, к тому же укрепленная арматурой, достаточно прочная, чтобы выдерживать большие нагрузки.

    Читайте также:  Можно ли использовать винтовые сваи как заземление – требования к устройству

    Плюсы ленточного фундамента:

    1. Высокая прочность.
    2. Способность выдерживать большой вес гаража.
    3. Не дает большой усадки и деформации стен.
    4. Может быть установлен своими руками.

    Ленточный фундамент идеально подходит для формирования цементного пола, который в свою очередь создается из стяжки по грунту.

    Виды ленточных фундаментов

    Минусы ленточного фундамента:

    1. Стоит дороже, чем столбчатый фундамент.
    2. Может возводиться только в теплое время года, нельзя ставить зимой или в период частых дождей.
    3. Требует аренды специальной техники – бетономешалки, трактора для рытья траншеи.
    4. Необходимо ждать несколько недель, пока фундамент затвердеет.
    5. Требует дополнительных работ – устройство опалубки, гидроизоляция.

    Когда снимать опалубку

    И все-таки, несмотря на некоторое количество минусов, или, лучше сказать, сложностей в установке ленточного фундамента, лучше всего выбрать этот вид основы. Если гараж планируется делать в виде пристройки, то этот тип фундамента также подходит лучше всего. Подробнее о гараже-пристройке можно почитать здесь. Подробную информацию о каркасной технологии можно получить в нашей статье.

    Первый этап строительства

    Строительство основы под каркасный гараж начинается с подготовительного этапа. Он включает в себя проектирование, расчистку территории, нанесение разметки.

    Под проектирование понимается в данном случае нанесенный на бумагу рисунок будущего гаража. Так как этот тип постройки гораздо проще дома, то план можно нарисовать самостоятельно. Прикиньте, какого размера должен быть ваш гараж и что он должен в себя вмещать. Лучше сделать небольшой запас пространства, так как в гараже вы будете хранить зимнюю резину, какие-то инструменты, запчасти и другие нужные вещи. От автомобиля до края стены гаража желательно оставить не менее 1,5 метра свободного пространства. Когда вы определились с размерами, чертите ваш план.

    План гаража на 1 машину

    Расчистка территории – это второй этап подготовки к строительству. Место, где будет располагаться ваш гараж, должно быть по возможности ровным, сухим, расчищенным от мусора – веток, листьев, камней. Плодородный слой также лучше снять.

    На третьем подготовительном этапе делаем разметку. Для этого, сверяясь с размерами в плане, с помощью веревки формируем обозначения для краев будущего фундамента. Ширина его составляет около 30 см. Упростить эту задачу помогут современные приспособления – лазерная линейка и другие.

    Разметка под фундамент своими руками

    Когда все колья вбиты и веревка натянута, еще раз проверяем геометрию. Особое внимание уделяем углам – они должны быть строго 90 градусов, иначе сами стены постройки будут кривыми.

    Второй этап строительства: опалубка

    Когда разметка нанесена, настала очередь приступать собственно к физическому труду. В первую очередь необходимо выкопать траншею, в которую после будет устанавливаться опалубка. Траншею можно копать своими руками, используя лопату, однако это долго и чревато мозолями. Проще заказать небольшой трактор с малой насадкой для рытья траншеи.

    Траншея под фундамент

    Цена заказанной техники во многом определяется расстоянием от того места, где этот трактор стоит. Чаще всего работы не будут длиться более чем 1,5 часа.

    Глубина фундамента зависит от многих факторов, но лучше ее не делать меньше 50 см.

    Когда траншея готова, необходимо сделать опалубку. Если вы не хотите делать ее своими руками, хоть это и не сложно, можно воспользоваться покупной опалубкой, которая бывает съемной и несъемной. Однако, как я считаю, для гаража, на котором вполне можно сэкономить, покупная опалубка – это лишний выброс денег.

    Опалубка для ленточного фундамента

    Опалубку можно сделать из необрезной доски самого низкого качества. Для этого сбиваем доски и устанавливаем в траншею по стене. Чтобы жидкий цемент не протекал в щели между досками, изнутри укладываем пленку-гидроизоляцию. Именно в эту пленку и будем заливать цемент. Чтобы две стенки опалубки были неподвижны и надежно зафиксированы, устанавливаем из бруса перемычки. Если на участке у вас много камней, их можно собрать и положить внутрь опалубки. Это дополнительно укрепит фундамент.

    В траншею укладываем арматуру или сетку, после чего заливаем в опалубку цементную смесь.

    Оставляем фундамент застывать примерно недели на две. Если в это время идут дожди, лучше прикрыть фундамент пленкой сверху.

    Когда масса полностью застыла, опалубку необходимо снять.

    Исправляем деформацию

    После того, как фундамент застыл, и опалубка снята, следует еще раз произвести замеры фундамента. На что обратить внимание?

    1. Обратить внимание следует на высоту всех горизонтальных поверхностей. На всех участках фундамента она должна быть одинаковой, перепад может составлять не более 1 см. Все части фундамента должны быть на одном уровне.
    2. Углы должны быть строго 90%. Небольшое отклонение приведет к искривлению стен и невозможности положить ровную обвязку.
    3. Прежде чем приступить к обвязке, следует исправить все отклонения, которые были выявлены.

    Для того, чтобы подогнать плоскости под один уровень, необходимо использовать более густой цемент, чем тот, который заливали ранее. Нанесите густой цемент на те участки, которые следует поднять, и разгладьте.

    Проверка геометрии фундамента

    Если углы имеют серьезные отклонения в градусах, возможно, придется делать стенку фундамента более широкой. Обвязка не должна провисать над фундаментом. О формировании каркасной постройки своими руками и поэтапно читайте тут.

    Формируем пол

    Пол в гараже – важная составляющая, и здесь крайне важно то, что он должен быть износостойким и выдерживать сложные условия эксплуатации. Талый снег, вода, грязь и постоянное давление- вот те вещи, которые не должны разрушить его поверхность.

    Пол в гараже со смотровой ямой

    Таким материалом, отвечающим всем требованиям, является цемент. После застывания для него не страшна влага, перепады температур и большая масса автомобиля. Цементная стяжка по грунту является практически продолжением фундамента, поэтому мы и рассматриваем ее в этой статье.

    Первоначально засыпаем место будущего пола гравием или ПГС. Этим самым мы делаем дренаж, отводящих излишнюю влагу от цемента. ПГС должна немного утрамбоваться. Можно сделать перерыв в работе, и тогда она уляжется естественным путем, а можно использовать трамбовочный станок или просто тяжелое бревно.

    Пол в гараже по грунту

    Поверх слоя гравия насыпаем слой песка, который также утрамбовываем. Он должен лежать плотно и в одной плоскости. Слой должен не доходить до высоты фундамента примерно 5 см.

    Поверх песка укладываем пленку-гидроизоляция, надежно фиксируя ее по краям. Под ней не должно быть ям, воздушных пузырей и пр. Цемент для стяжки делаем чуть более жидким, чем для фундамента. Заливаем его внутрь будущего помещения и лопатой ровняем верхний слой. Обязательно кладем сетку по дну, придающую жесткость полу.

    Слои пола под гараж

    Если вы планировали делать смотровую яму в гараже, об этом надо было позаботиться заранее. Обратите внимание, что стенки этой ямы должны быть надежно укреплены.

    Фундамент под каркасный гараж — мой опыт

    После того, как я построил дом за городом, естественно, вся моя семья стала передвигаться на авто. Авто у меня, авто у жены. Как только дочери исполнилось 18, и она получила водительские права, купили и ей подержанную малолитражку. И вся эта эскадрилья машин стоит во дворе у дома.

    Зима прошлого года была достаточно суровой, морозы были далеко за -30 градусов по Цельсию, и стояли почти неделю. Зима этого года превзошла предыдущую и по низким температурам, и по продолжительности морозов. Машины приходилось заводить при температуре в -45С, потому что в наш поселок общественный транспорт не ходит, а на работу ездить все равно надо.

    Малолитражка дочери, Ниссан Микра, в такие морозы после ночи заводиться отказывалась. Да и мой Сузуки Гранд Витара заводился с большим трудом. И только Тойота жены продолжала раз за разом заводиться, и возила всю семью в город в самые лютые морозы.

    После всех этих упражнений, было решено строить гараж на три машины. Гараж должен быть утепленным и отапливаемым, чтобы исключить необходимость холодного пуска двигателя при экстремально низких температурах.

    Параметры гаража описываются в другой моей статье на этом сайте, где я расписываю, почему я стал строить именно такой гараж, и как осуществлялось планирование этого процесса.

    Сейчас же расскажу, как я делал фундамент для гаража и почему выбрал именно такой.

    Почему я решил строить каркасный гараж

    Перед тем, как начать строить гараж, перерыл несколько форумов на строительную тематику и подробно прочитал несколько тем.

    Как вариант постройки гаража, думал, что смогу сделать его из следующих материалов:

    • Газобетонные блоки.
    • Керамзитобетонные блоки.
    • Брус.
    • Каркасная конструкция на стальном каркасе.
    • Каркасная конструкция на деревянном каркасе.

    В ходе планирования отпали сами собой блочные материалы, под них требуется приличный фундамент, который дорог и требует большого объема бетонных работ.

    Брусовой гараж я решил не строить по причине того, что у меня дом из блоков и кирпича, а при таком доме бревенчатый гараж или гараж из бруса смотрится как сарай. Пусть это и утилитарное строение, но о строительном дизайне в целом тоже надо немного думать.

    Стальной каркас не стал делать, потому что после расчетов посмотрел на итоговую цифру сметы и несколько минут раздумывал, почему у меня по стоимости гараж выходит почти как жилой дом.

    Так что в итоге решил строить каркасный гараж на деревянном каркасе. Дерево каркаса пропитаю огнезащитной пропиткой и буду обшивать гараж профнастилом.

    Почему я выбрал именно такой фундамент под каркасный гараж

    Далее пришла очередь планировки фундамента под гараж. Фундамент должен был быть дешевым и возводиться быстро. В мыслях было использовать для возведения каркасного гаража следующие фундаменты:

    • Малозаглубленный ленточный фундамент – МЗФЛ.
    • Свайный фундамент.
    • Плитный фундамент.

    Эти три вида фундаментов чаще всего используются под каркасные постройки, под жилые дома и надворные строения.

    Свайный фундамент отпал по причине его слабой пригодности для гаража. На свайном фундаменте хорошо строить баню или сарай, а гараж требует достаточно мощного пола, по возможности бетонированного, на котором будут стоять автомобили. При этом, пол придется утеплять, а как это сделать при свайном фундаменте, чтобы обеспечить, с одной стороны бюджетность, а с другой стороны возможность прочного основания?

    Плитный фундамент устраивал всем, это лучший фундамент под гараж. Плита является основанием для несущих стен, которые выкладываются по линиям ребер жесткости плиты. И в то же время, плита является полом для гаража, на котором стоят автомобили. Если делать утепленную шведскую плиту УШП под гараж, то это, на мой взгляд, самый лучший вариант.

    Но мне этот вариант не понравился по бюджету. Так же, как и со стальным каркасом, я полдня смотрел на итоговые цифры в смете. И, в конце концов, расстался с идеей построить гараж на УШП.

    Оставался МЗФЛ, который является одним из самых бюджетных вариантов для постройки каркасного строения.

    Подготовка участка под фундамент для гаража

    У меня на участке очень высокий уровень грунтовых вод – УГВ. Сейчас май, вода стоит в земле, стоит копнуть на 1 штык лопатой.

    Потому, чтобы спланировать участок под застройку гаража, пришлось участок предварительно подготовить. Был выбран слой плодородной почвы до коренной глины. Слой совсем небольшой, потому что участок находится на месте бывшего леса. Так что слой всего 10-15 см.

    Далее был проложен слой геотекстиля плотности 200, который закрыл всю глину. После этого до уровня земли место под МЗФЛ было заполнено песком, который я проливал водой и трамбовал. Для этой цели лучше всего подходит карьерный желтый песок. Речной серый песок, который намывают из реки, песчинки которого имеют слабое сцепление друг с другом, не годится для того, чтобы быть основанием для бетонных конструкций.

    Далее снова шел слой геотекстиля. После чего я насыпал слой щебня фракции 40-80, который поднял уровень гаража над уровнем почвы еще на 10 см.

    Теперь участок под фундамент для гаража был готов.

    Работы по планировке фундамента

    Оставалось решить, заливать ли МЗФЛ или использовать готовые фундаментные блоки. Так как планировалось строить каркасный гараж, то и фундамент под него можно было собрать из отдельных блоков.

    В этот момент мне пришла в голову идея использовать в качестве фундамента остатки свай 30 на 30 см, которые можно было купить на строительстве многоэтажного дома. Сваи забивают в грунт на разную глубину, а затем обрезают до нулевого уровня будущего дома.

    Можно договориться с прорабом и купить сваи прямо на строительной площадке. Что я и сделал. И стал обладателем десятка свай длиной от 2,5 до 4,5 метров и площадью торца в 0,09 кв.м.

    Таким образом, я сэкономил на бетоне, на арматуре, на опалубке. Сваи укладываются торцами друг к другу, а торчащие концы арматуры свариваются. После этого промежутки между сваями бетонируются по месту.

    А посмотрите, какая арматура используется в сваях под многоэтажный дом. Мне бы и в голову никогда не пришло использовать арматуру 22 в фундаменте под гараж. Так что запас прочности приличный.

    Теперь мой сосед шутит, что у меня «не пойми что» – то ли МЗФЛ, то ли «неправильный» свайный фундамент, сваи в котором не забиты в землю, а лежат на боку.

  • Ссылка на основную публикацию