Изразцовая печь: история и современность, устройство, принцип действия и особенности
Изразцы, или кафель — это особой формы глиняные таблички (плитки), имеющие вид небольшой коробки и предназначенные для облицовки чего-либо. В том числе таким кафелем облицовывалась и изразцовая печь. Главная особенность и отличие любых изразцов (а большее распространение получили все-таки керамические изделия) от облицовочной плитки – это наличие румпы (выемки разного размера в виде чаши на оборотной стороне), предназначенной для удержания печного тепла.
История происхождения и распространения кафеля
Известная человечеству история создания керамических плиток для облицовки начинается с Древнего Египта и Ассиро-Вавилонских царств за два тысячелетия до нашей эры.
Многие века технология изготовления изразцов не менялась:
- Сама коробчатая форма изразца исполнялась путем оттиска в соответствующей деревянной опалубке.
- Румпа вытачивалась гончаром на его рабочем инструменте.
- Затем кафель доводился до соответствующей кондиции путем обжига в печи или на костре.
Изразцы в Западной Европе
В Западной Европе изразцы известны с VIII века нашей эры. А их расцвет пришелся на время ухода из архитектуры готики и прихода ей на смену барокко – эпоху Возрождения. Ничего странного нет в том, что изразцы были востребованы на севере и в центре Европы (германские княжества, Нидерланды, Швейцарская конфедерация, Речь Посполитая и так далее), и ими облицовывались изразцовые печи и камины, тогда как на юге они играли больше декоративную роль.
Изразцы на Руси
Мода на них пришла на Русь в XV-XVI веках с Запада, видимо, еще при великом московском князе Василии III — отце первого русского царя Ивана Грозного. Не миновала и Польшу, с которой русские очень сильно враждовали и воевали, но также многое оттуда и заимствовали. Вначале изразцы больше применялись при строительстве, в основном церквей и монастырей. Но в первой половине XVII века ширинковые изразцы (кафель, помещаемый в углубление стены как элемент декора) деятельно использовались не только в Москве, но и во Владимире, Ярославле и Нижнем Новгороде.
В первой половине XVI века в Псково-Печорском монастыре на могилы ставили керамиды. Это плиты со сложным рельефным рисунком, политые глазурью. Таким образом, ответом на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи?» будет – при первом русском царе Иване IV Васильевиче, прозванном Грозным.
Расцвет ценинного дела в Москве пришелся на период управления Русской церковью патриархом Никоном. Им были положено начало изготовления изразцов, в том числе и в Иверском монастыре, где работали иностранцы-переселенцы из Речи Посполитой.
Изразцовая русская печь
Практически до конца XIII века на Руси повсеместно отапливали жилища по-черному (выход дыма осуществлялся через дыру в потолке). Печи сооружались из тщательно подогнанных цельных камней приличного размера. Только с XV века их постепенно стали вытеснять русские печи с дымоходом, выполненные из огнеупорного кирпича. Серьезную попытку покончить с отоплением по-черному предпринял Великий Петр. Царь из-за высокой степени пожароопасности повелел строить русские печи с трубами из огнеупорного кирпича и кафеля, расписанного в его любимом голландском стиле. Поэтому на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи в России?» можно дать однозначный ответ: официально по указу – при царе Петре I. Правда, сначала добился он этого в обеих столицах России, а чуть позже в других городах этим вопросом занимались его последователи. Окончательно эта проблема была решена только в следующем веке.
Места обжига кафеля именовались заводами. В этом и следующих веках изразцы производились в огромных масштабах в обеих столицах России и множестве других мест практически только для строительства и облицовки печей.
Значение печи
В России печь имеет особое сакральное значение. Это не только готовка еды, как в Южной Европе, и обогрев помещений, как в Европе Северной. Печь была для русских людей всем. На ней спали, лечились и любились, в ней мылись — она была центральным узлом такого широкого понятия, как дом. Недаром, согласно поверьям, под печкой жил хранитель дома – домовой. Естественно, что печь служила и основным элементом декора, который грех было не украсить, тем более что на это имелось особое царское повеление.
Устройство и особенности работы
Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная – только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.
Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно. А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой. Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.
Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками. Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни. В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.
Изразцовая плитка для печей и каминов
Хотя главным и подавляющим по своей производимой массе в России был голландский (делфтский) стиль изображений на изразцах, разнообразие в него вносили и импортируемые английские изразцы, а также буйная фантазия русских дизайнеров прошлого и позапрошлого столетий. Изразцовая плитка для печей дает возможность устоявшийся образ кирпично-красной печи заменить на любой стиль. Это антика или классицизм, барокко или рококо, модерн или постмодерн, арт-деко или поп-арт, шале или скандинавский стиль, и так далее.
Стоит отметить один интересный факт. В середине XVIII века при императрице Елизавете I Петровне в России производилось изразцов больше, чем где-либо в Европе.
Русская печь в XXI веке
Русская печка в текущем веке уже редко, особенно в городских условиях, предназначается для отопления и отдыха, а все больше, наряду с каминами, используется как важный элемент декора помещений. Камин, в том числе сложенный своими руками, больше тяготеет к западному образу, а изразцовая печь – славянофильскому. При этом внешнему облику придается гипертрофированное значение, и наряду с настоящими изразцами с румпой подчас изготавливают их упрощенные образцы, а то и просто архитектурную керамику.
Информация в заключение
Итак, мы рассмотрели, при каком царе изразцовая печь появилась. Археологи, как всегда, любят рушить теории, взлелеянные и выписанные историками. Так, находка в начале прошлого века в Киеве кафлей (изразцов), датируемых эпохой крещения Руси, в очередной раз проверила на прочность теорию прихода изразцов на Русь из Западной Европы в XV-XVI веках. Так как изразцы были найдены при раскопках княжеских палат, то официальная историография отнесла их к подарку, возможно, полученному от Византии. От кого принял подарок князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский для отделки уже в XII веке своих палат – не уточняется.
Старинный секрет производства кафеля с подглазурной живописью был утерян и вновь воссоздан уже во второй половине прошлого века. В настоящее время изразцовые печи и камины облицовывают соответствующим кафелем, производимым на высоком художественном уровне всего несколькими российскими мастерскими.
Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей
Если вас интересует облицовка печи изразцами, то будет полезно узнать об этом материале как можно больше полезной информации. Настоящая изразцовая плитка – самый сложный и дорогой в изготовлении облицовочный материал.
Что касается истории, то печные изразцы известны со 2-го тысячелетия до н.э., это фактические упоминания, но наверняка, появились они еще раньше. Сейчас актуальна тенденция возрождения старинных традиций, поэтому, изразцы снова возвращаются в интерьеры современных домов.
Изразцы для печи, камина и облицовки стен
Что такое изразцы?
Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.
Румпа, что это такое и зачем она нужна?
Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.
Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.
Преимущества изразцов перед плиткой
- прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;
- способность выдержать любую температуру;
- устойчивость к перепадам температур;
- аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;
- экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;
- простота в уходе;
- экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;
- исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;
- низкий показатель влагопоглощения;
- тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;
- длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;
- историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.
Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.
Изразцовая печь в интерьере – фото
Печь облицованная изразцовой плиткой
Изразцы для камина
Виды изразцов для печи и камина
1. По форме
Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:
- плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
- угловые. Соответственно, для облицовки углов;
- фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Формы изразцов
Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)
2. По структуре лицевой поверхности
Рельефные и гладкие изразцы – рельефные;
– гладкие.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
3. По типу поверхности
Глазурованные изразцы – глазурованные (глянцевые);
4. По наличию рисунка:
Изразцы с рисунком – с рисунком;
5. По стилю орнамента
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.
Голландские изразцы Голландские изразцы. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.
6. По размеру
Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:
- толщина изразца 45-50 мм;
- размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.
Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.
7. По виду румпы
Простая румпа изразца простые. Румпа имеет наклонный срез;
Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.
Технология производства изразцовой плитки
Облицовка изразцами – это самый дорогой и сложный из всех видов отделки. Это обусловлено технологией изготовления изделия.
Для производства изразцовой керамической плитки применяется подготовленная и очищенная терракотовая глина. Перед началом работы ее разминают и оставляют «отдыхать» несколько недель. Затем ее помещают в форму. Стоит отметить, что глина дает усадку, именно поэтому формы делают на 5-10% больше (зависит от вида глины). Раньше для работы применялись глиняные формы, сегодня им на смену пришли гипсовые конструкции.
Заполненная глиной форма просушивается. Причем процесс этот естественный и довольно сложный. Изделие нельзя подвергать действию сквозняков или сушить слишком быстро. Это приведет к его растрескиванию.
Высушенный изразец обжигается, покрывается глазурью, и наносят рисунок. Завершается работа еще одним обжигом, который длится сутки. При этом, под воздействием температуры лицевая часть покрытия может изменить оттенок. Именно поэтому изделия нужно сортировать перед укладкой.
Ввиду того, что весь технологический процесс выполняется практически вручную, изразцы являются изделиями штучными и дорогостоящими. Как правило, изразцы делают на заказ, количество рассчитывается по размерам печи или камина. Стоимость комплекта изразцов ручной работы на печь может достигать 100-150 тыс. руб. Плюс, работа по облицовке. Изразцовые печи – удовольствие не дешевое. Тем не менее, всё можно сделать самостоятельно, от изготовления изразцов, до отделки печи.
Заключение
Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.
Русские печи — история и современность
Русская печь — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда являлась «вещью в себе» — все начиналось и заканчивалось на ней, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем народного фольклора. «В одной старинной загадке-притче говорится: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются». Не трудно догадаться, что в этой загадке, изобилующей метафорическими образами, речь идет о русской печи, которая сравнивается в ней с каменной пещерой. Теплое царство — это крестьянская изба, в которой стоит русская печь» — так пишет о русской печи Федотов Геннадий Яковлевич — человек, посвятивший свою жизнь изучению русских ремесел и написавший о печах множество книг.
Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве». О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».
Устройство русской печи предполагало не только очаг для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.
С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища: горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.
Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».
И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.
Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».
Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.
Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».
К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.
Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.
Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.
Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль — растреллиевское барокко.
Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.
«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».
Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.
В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.
На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись».
Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.
Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.
Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.
Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.
Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие авторские работы; и керамисты-частники.
В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.
Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».
Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.
Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.
Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.
Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.
Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого.
Изразцы для печи: виды и дизайн
Изразцы могут стать превосходным украшением для печи или камина в частном доме: современные варианты дизайна позволяют вписать эти декоративные плитки в любой интерьер. Если вы задумались об интересном декоре, обязательно стоит рассмотреть изразцы – многообразие моделей вас удивит. Кроме того, изготовить подобные украшения можно даже своими руками. В этой статье вы найдете подробные описания разных изразцов и современных решений для интерьера.
Что это такое?
Изразцами называются традиционные декоративные плитки, сделанные из глины, которыми украшали печи. Старинное искусство позволяло создавать уникальные цветные плитки с особой технологией, позволяющей равномерно распределять тепло печи и замедлить скорость ее остывания. Чаще всего изразцы имеют роспись и рельефные украшения, однако можно встретить гладкие модели только с росписью или же однотонные модели с рельефом.
Комнатная печь в современном доме, облицованная изразцами, может смотреться стильно и интересно. Подобную печь также называют голландка. Сейчас производители предлагают плитки с самым необычным дизайном: вы можете подобрать модели с традиционным рисунком или же современные стилизованные изделия.
Изразцами можно облицовывать печь целиком или же сочетать их с обыкновенной керамической плиткой и кирпичом. Использование изразцов в декоре имеет следующие преимущества:
- Подобное украшение придаст вашей печи или камину красивый самобытный вид, позволит разнообразить интерьер. Если вам кажется, что обстановка в доме слишком простая и скучная, декоративные плитки помогут значительно ее разнообразить.
- Обычно именно печь является смысловым центром комнаты. В дизайнерском проекте интерьера смысловой центр должен сразу выделяться и привлекать к себе внимание. Именно этого эффекта позволят достичь яркие изразцы.
- Большинство таких плиток покрывают глянцевыми эмалями или лаком. Это очень прочное покрытие, которое прослужит действительно долго.
- Глянцевая поверхность изразцов облегчит уборку помещения: на такой плитке практически не скапливается пыль, в отличие от кирпича, искусственного камня или матового керамического кафеля.
- Изразцы изготавливают по особой технологии, благодаря которой они дольше сохраняют тепло печи.
Особенности
Несмотря на то, что декоративные традиционные плитки раньше делали вручную, сейчас большинство из них изготавливают на машинном производстве, а модели ручной работы можно приобрести только в отдельных мастерских по довольно высоким ценам. Тем не менее, изразцы отличаются от обычных плиток. Они имеют следующие характерные особенности:
- Размер изразцов меньше, чем стандартный размер кафеля. Традиционно изразцы были меньше примерно на 2/3 и были слегка вытянутыми. Сейчас многие модели делают по размеру 1/4 обычной керамической плитки, чтобы эти изделия можно было легко сочетать при отделке. Тем не менее, бывают и изразцы самых разных форм и размеров, которые складывают в мозаику.
- Обычно изразцы имеют рельеф. Часто он располагается в такой же рельефной рамке на изразце. Такой декор создает впечатление небольшой картины на каждой плитке.
- Изразцы – это яркий элемент декора. В современных наборах зачастую сочетают пестрые расписные варианты и более сдержанные изделия, чтобы не перегружать дизайн печи. Но если вы оформляете помещение в традиционном русском стиле, броские элементы по всей поверхности могут быть также уместны.
Воздушная прослойка
Все традиционные изразцы имеют румпу – углубление с обратной стороны, напоминающее прямоугольную чашу, сделанное из той же самой керамики. Подобные углубления в каждой плитке позволяют создать воздушную прослойку между непосредственно печью и внешней поверхностью изразца. Благодаря скоплению воздуха, такая печь будет дольше оставаться горячей и отдавать тепло. Кроме того, воздух позволяет обеспечивать максимально равномерный нагрев.
Большинство современных изразцов также имеют подобную румпу и, если вы выбираете облицовку для печи, стоит рассматривать именно такие изделия.
Печные изразцы бывают очень разнообразными: с простым рисунком или сложной живописью, круглые или прямоугольные. Если вы собрались декорировать ими свой очаг, стоит, прежде всего, определиться с желаемым дизайном. Рассмотрите следующие возможные варианты традиционной росписи:
- Русская традиционная плитка содержит преимущественно цветочные и растительные орнаменты. Сейчас популярностью пользуются изделия, расписанные под хохлому, хотя такая цветовая гамма была характерна в большей степени для деревянной утвари. Хохлома может удачно вписаться в русский стиль в интерьере, а также она может стать интересным акцентом в эклектичном и даже в современном интерьере. Если сочетать такие изразцы для камина с элементами стиля хай-тек, можно создать очень необычный дизайн.
- Для русской печи характерными были изразцы с декором под гжель – это белые рельефные плитки с несложными синими орнаментами. Подобная облицовка также прекрасно будет смотреться практически в любом типе интерьера. Более того, именно гжель благодаря своему изысканному лаконичному дизайну превосходно вписывается даже в классический стиль и барокко. Сюжеты, изображенные на картинках подобных изделий, очень разнообразны: это могут быть не только цветы, но также и птицы, дома, пейзажи и изображения людей. Гжель часто используют в сочетании с обычным кафелем – для этого могут подойти угловые изразцы.
- Голландские изразцы также имеют бело-синюю цветовую гамму. При этом подобные плитки отличаются сложной живописью – на них изображают не просто незатейливые орнаменты, а целые сюжеты из бытовой жизни, прописанные тонкой кистью. Такие изразцы делают абсолютно гладкими, чтобы ничто не отвлекало зрителя от росписи. Очень часто на голландских изразцах изображают море и корабли, домашних животных, крестьян за работой или рыцарей. Подобные изразцы как нельзя лучше вписываются в интерьеры в скандинавском стиле.
- Изразцы с итальянским декором покрывают глазурью очень избирательно – нередко на них намеренно оставляют необработанные участки красной глины. В остальном же цветовая гамма преимущественно теплая – характерны оливковые, желтые, красные и ярко-синие тона. Узоры на итальянских изразцах обычно очень минималистичны: часто в центре просто изображен крупный цветок. Тем не менее, можно встретить и более необычные варианты – например, изображения ветвей с плодами или портретов людей в национальных костюмах.
- Плитки с английским дизайном подойдут для классического и неоклассического стиля. Это достаточно сдержанные плитки – основным цветом выступает белый, а роспись может включать в себя коричневый, терракотовый и синий цвета. Чаще всего это гладкие модели, но иногда можно найти и изделия с незначительным рельефом. На таких плитках чаще всего изображают сельские пейзажи.
- Для облицовки чугунной печи можно использовать изразцы с восточным дизайном. Цветовая гамма сдержанная и преимущественно темная: активно используются изумрудный, синий и коричневый цвета. При этом подобные изделия отличаются сложным рельефом и неожиданными сюжетами. Очень часто изображаются сцены войны и охоты, а также можно встретить разнообразные изделия с мифическими существами. Подобные необычные плитки смогут стать необычным элементом декора в любом интерьере.
Дизайн
Сейчас изразцами отделывают печи в частных домах или на даче, а также декоративные электрические камины в квартирах. Очень важно, чтобы изразцы гармонично вписались в дизайн всей комнаты. Проще всего это сделать, если вы обустраиваете новый дом и продумываете дизайнерский проект целиком. Если же вы уже отделали и обставили комнату, а после решили облицовывать камин изразцами, выбрать подходящие варианты будет сложнее.
Нужно учитывать множество факторов: размер и планировку помещения, цветовую гамму отделки, материал мебели и аксессуаров.
Иногда частные дома имеют несколько комнат, а иногда представляют собой открытое пространство без физических границ, разделенное только визуально. Так или иначе, очень важны размеры помещения, в котором располагается ваша печь или камин. Если комната малометражная, рекомендуется преимущественно выбирать светлые изразцы, незначительно различающиеся между собой по тону.
Если помещение просторное, можно подбирать также темные и яркие варианты или играть на контрастах, сочетая несколько насыщенных оттенков.
Какую бы отделку вы ни сделали в своем доме, комнате или квартире, важно помнить, что отделка – это база вашего дизайна интерьера, а печь – наиболее выделяющаяся деталь. В том случае, если вы подобрали простую отделку, например, окрашивание стен или кирпичную кладку, практически любые изразцы будут органично смотреться в качестве облицовки печи за счет наличия росписи. Если у вас яркие интересные обои, изразцы должны контрастировать с ними и выделяться на их фоне.
Говоря о различных материалах, декоративные керамические плитки, покрытые глянцевой глазурью, превосходно сочетаются практически с любыми другими фактурами. В интерьере вместе с ними можно использовать самую разную натуральную, крашеную или лакированную древесину, кирпич и камень, металлические покрытия, стекло, текстиль и пластик. Тем не менее, не стоит сочетать все эти материалы сразу, особенно если у вас небольшое помещение. В качестве основных вариантов лучше выбрать два-три материала.
Кроме того, учитывайте, что, если вы выбираете пестрые заметные изразцы, не стоит их сочетать с витражами или резным деревом. Мебель и отделка должны быть достаточно сдержанными, чтобы не конкурировать с декором печи, а лишь подчеркивать его.
Если у вас достаточно современный интерьер, и вы не уверены, что отделанная изразцами печь в него гармонично вписывается, возможно, стоит поддержать экстравагантный декор и другими аналогичными украшениями в интерьере.
Например, можно разместить несколько изразцов на окне или в зоне кухни. Это позволит привнести во все помещение единый ансамбль. Кроме того, можно разнообразить интерьер и другими аксессуарами, например, разместить на открытых полках керамические вазы или утварь под цвет ваших декоративных плиток на печи.
Технология изготовления
Несмотря на то, что сейчас изразцы зачастую изготавливают на заводах машинным способом, изначально традиционные декоративные плитки для печи делались вручную. Кроме того, их несложно сделать своими руками – для этого вам потребуется только глина, пластилин, гипс и глазури, которые продаются в художественных магазинах и гипермаркетах для хобби и творчества. Единственная проблема – обжиг, поскольку для этого нужна муфельная печка с высокими температурами. Впрочем, сейчас почти в каждом городе есть мастерские, которые предоставляют услугу обжига изделий.
Технология изготовления изразцов следующая:
- Сначала желаемый вариант нужно вылепить из скульптурного пластилина. Он достаточно плотный и хорошо будет держать форму. Чтобы придать изразцу нужные размеры, используйте линейку.
- Необходимо найти любую небольшую пластиковую форму или плотную коробку, залить в нее гипс, а затем поместить в него ваш изразец и дождаться высыхания.
- После этого пластилин удаляют из гипсовой формы.
- Вместо пластилина в форму помещают глину, чтобы придать ей необходимую форму. С помощью такой формы вы можете сделать много одинаковых изразцов: просто выложите глину в форму, дождитесь ее высыхания на воздухе, извлеките плитку и снова выложите в форму новую глину.
- Не забудьте вылепить румпу с тыльной стороны каждого изразца для создания воздушной прослойки и крепления к печи.
- Готовые изделия нужно обжечь.
- Обожженные изделия покрывают цветными глазурями. Вы можете использовать любые цвета, которые подойдут для вашего интерьера.
- После росписи изделия готовы. Осталось сложить их в нужной последовательности и облицевать ими фасад печи.
Красивые примеры в интерьере
Если вы задумались о декоре печи с помощью изразцов, важно подобрать наиболее удачное решение для вашего интерьера. Рассмотрите следующие реальные примеры декора, которые смогут вдохновить вас на собственный дизайнерский проект:
- Традиционная печь с лежанкой в русском стиле может превосходно сочетаться с древесиной в интерьере. Очень часто яркие изразцы используют в интерьере деревянных домов из бруса. За счет простоты отделки пола и стен печь, полностью выложенная броскими изразцами, смотрится особенно нарядно и самобытно.
- Для декора камина в неоклассическом интерьере можно использовать стильные и сдержанные английские изразцы. Они изысканно подчеркнут ваш очаг и не будут диссонировать с остальными элементами интерьера.
- Для обстановки в стиле модерн могут превосходно подойти восточные изразцы со сложными узорами. Они наверняка станут изюминкой такого интерьера.
В видео ниже смотрите процесс декорирования печи изразцами.
Изразцовая печь: характеристики, преимущества, назначение

Богатый декор, изысканные украшения и аксессуары – всё это является неотъемлемыми атрибутами любого дворца, замка, резиденции, ресторана, отеля, однако такое выгодное решение может использоваться и для частных коттеджей, дачных домов. Выражается оно в использовании тематических аксессуаров, например для печей – это могут быть изразцы.
Оглавление
Изразцовые печи имеют привлекательный внешний вид, такие изделия всегда остаются актуальными, они дополняют собой как современные, так и классические интерьеры в Русских избах, деревнях. Способ закрепления простой, он выражен в наличии специальной румпы, которая позволяет производить надёжную, герметичную, прочную фиксацию к поверхности кирпичной печи.
Представление, история и разновидности изразцов
Изразцовые печи и камины выглядят очень стильно, привлекательно и гармонично, они закрепляются как с помощью специальной румпы, так и за счёт нанесения на них, поверхность кирпичного агрегата специального кладочного глиняного огнеупорного раствора. В некоторых случаях, дополнительно выполняется металлическая стяжка, если вес облицовки очень большой, также в результате выполнения облицовочных работ, между материалами и каркасом печи остаются пустоты, которые необходимо заполнить щебёнкой или мягким минеральным наполнителем.
Таким образом, вся накопленная и вырабатывающаяся печкой тепловая энергия будет более эффективно сохраняться, распределяться по дому, возрастает не только аккумуляция, теплоотдача, но и КПД отопительного агрегата. Наполнитель даёт твёрдотопливному камину возможность, не терять порядка 0,2-0,7 кВт мощности, в зависимости от габаритов помещения, площади всего дома, утеплителя и других особенностей.
Изразцовая плитка для печей может применяться в различных условиях, при этом такое изделие определяется исходя из своей классификации, разновидности, подробней с устройством вы можете ознакомиться далее:
- Фасад конструкции, может иметь как полностью однотонную поверхность, так и различный рисунок, выпуклые элементы, при этом, роспись может наносится как мастерами вручную, так и специальными машинами. Первый вариант стоит во много раз дороже и очень ценится среди профессионалов и знатоков;
- Задняя часть плитки имеет специальные углубления, короб, который дополняется боковинами, которых всего четыре. Такой тип внутреннего составляющего, делают сам материал и печь очень теплоёмкой, мощной, эффективной.
Готовый изразец относится к категории экологичных огнеупорных материалов, в его составе находится глина, которая для получения необходимой формы и твёрдости, обжигается в печи определённое количество раз, на протяжении заданного времени. Элементы отличаются достаточно большой массой в сравнении с керамикой и искусанным камнем, средний вес одного изделия составляет от 150 до 350 грамм.
Перед тем как построить или купить изразцовую печь, важно подробно ознакомиться с основными особенностями такого материла, о которых мы расскажем далее:
- Русский изразец как и любой другой, может отличаться по своей форме, он может быть угловой, плоский, фасонный, карнизный. Каждый элемент предназначается для облицовки определённого участка печи. Например угловые для углов, карнизные для верхней части и формирования различных переходов. Плоскими плитками облицовывается сама печь;
- Они отличаются и по своему рельефу, поверхность детали может быть, как идеально гладкой, так и матовой, шероховатой или комбинированной;
- Варианты отличаются по своему внешнему виду, они могут иметь определённый рисунок, роспись или просто однотонную поверхность, окрашенную в один цвет;
- Различают изразцы и по их стилистике, элемент может быть: русским, ярославским, голландским, немецким, испанским и др.;
- При выборе обратите внимание на румпу, которая находится сзади каждого элемента, может быть, как стандартной, так и изогнутой.
Печь изразец, которая на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью и востребованностью в России – это русская печка, она часто имеет большие габариты, может иметь удобную и вместительную лежанку над уровнем пола или под потолком.
Первые упоминания о таким материале как изразец, дотируется ещё десятым веком, однако в то время они не пользовались большой популярностью, так как имели высокую стоимость и изготавливались вручную. На Руси они стали очень популярными в домах богатых и знатных особ, в момент правления Ивана Грозного.
Второе воплощение такие изразцовые печи получили уже в восемнадцатом веке, тогда – это уже стало не просто декором, а настоящим искусством, а сам правитель Пётр Первый побывав в Нидерландах начал распространять такие отопительные приборы как голландские печи, которые имели изразцовую отделку, в характерной сине-белой цветовой палитре.
Сегодня, изразец используется не только для облицовки печей и каминов в домах, но и для декорирования различных архитектурных объектов, например с их помощью оформлено Царские Село, архитектура Петергофа и СПб.
Выбор, достоинства и недостатки
Изразцовые печи Бавария и другие агрегаты с аналогичной облицовкой имеют ряд следующих преимуществ:
- Внешний вид таких агрегатов является дорогим, изысканным, интересным, на него приятно смотреть и находится рядом;
- Материал обеспечивает равномерный, интенсивный, постепенный нагрев помещения, способен накапливать тепловую энергию, поверхность печки не раскаляется, из-за чего вы не сможете обжечься, дрова расходуются максимально экономично, время растопки существенно увеличивается;
- Пыль и грязь не забивается, не проникает глубоко в поры, за счёт того, что покрытие гладкое, достаточно просто протереть его смоченной в воде мягкой тряпочкой;
- Вода не поглощается таким материалом, что позволяет ему сохранять свою прочность, внешний вид, теплоэффективность.
Изразец керамический также имеет и несколько недостатков:
- Для того чтобы выполнить облицовку потребуется много сил, времени, каждый элемент закрепляется долго, также потребуется время на полную просушку печи, всё это в совокупности занимает порядка 2-3 месяцев;
- Цена на покрытие сегодня достаточно высокая, причём это относится не только к изделиям создающимся и расписывающимся вручную, но и к покупным готовым вариантам.
Изразцовые печи-камины Бавария – это отличный, выгодный вариант для тех, кто не хочет тратить свои силы время и большие деньги на постройку и облицовку изразцовой печи у себя в коттедже или на даче. При покупке важно определиться с габаритами, мощностью, функционалом отопительного агрегата.
Не менее важно правильно подобрать стиль облицовки и цветовое решение, если гостиная, столовая, спальня или кухня в вашем доме выполнена в стиле классика, ретро, модерн, лучше выбирать модель в таком же стилевом направлении. Цвета изразцов также, должны сочетаться с дизайном, мебелью, аксессуарами, полом и стенами в доме. Это не обязательно будут полностью одинаковые цвета, они могут просто находиться в одном под тоне, близком цветовом спектре.
Стоимость и критерии установки печи
Ознакомиться с примерами цен, можно просмотрев тематический каталог нашего интернет-магазина, или в представленном ниже списке:
- Большой популярностью среди российских покупателей пользуются хлебопекарные печи, к которым относится модель, производства компании «Керамика декор», такой вариант насчитывает порядка 360 изразцов, очаг выполнен в стиле Прованс, его стоимость приблизительно составляет 400 000 руб.;
- Предыдущая фирма выпускает и более традиционные печи, с облицовкой изразцами, такие как «Пастораль», изделие можно купить за 500 000 рублей;
- «Русская Майолика» занимается производством готовых облицовок, к одной из которых относится «Чёрный всадник», её можно совмещать например с тематическим очагом Бавария. Облицовка выполнена в немецких мотивах, одни только изразцы, в данном случае будут стоить от 220 000 руб.;
- Можно купить и печь-камин которая будет частично облицована изразцами, к таким вариациям относится Бавария, отделка боковин которой выполнена облицовкой с названием «Зелёная арка». Модель способна отопить средние и небольшие по площади помещения, до 30 квадратных метров, цена на неё составит около 60 тысяч;
- Ещё один популярный производитель каминов «Экокамин», имеет в своём ассортименте печку «София барокко», которая выполнена в песочной расцветке, изделие имеет мощность в 12 кВт, при стоимости в 80 000 руб. Для растопки используется классическое топливо;
- Ещё одна топка предыдущего бренда – это «Эльзас незабудка мини», она отличается высокой мощностью, работает на дровах, подходит для обогрева домов и коттеджей с суммарной жилой площадью до 100-110 квадратов. В качестве облицовки используются изразцы, страна производства которых Венгрия, цена на изделие начинается от 150 000 рублей.
Очень важно, изначально подобрать подходяще место для установки, печь в котором будет не только смотреться красиво, но и обеспечивать безопасное использование и нахождение в доме. Крупногабаритные печи лучше всего размещать в соответствующих комнатах, в которых есть много свободного места, имеются большое окна и высокие потолки.
При этом, постарайтесь обеспечить выгодный обзор на топку камина не только с одного конкретного ракурса, например с дивана, но и со входа, при нахождении около окна, для этого можно купить трёхгранную топку со стеклянной дверцей.
Если же сама по себе печь-камин имеет небольшие размеры, их напротив, лучше размещать в небольшом помещении, с невысокими потолками, в более просторных они не будут в полной мере выполнять свою отопительную функцию и просто потеряются среди прочего декора и предметов мебели.
Изразцовая печь – это стильное, интересное и всегда актуальное решение для любого дома, в независимости от его габаритов, площади и этажности. Однако такая облицовка и сама подстрока кирпичного агрегата займёт много времени, вы потратите свои силы, что же касается цены, она также очень высокая.
Как более доступный, но не менее выигрышный вариант, рекомендуем отдать предпочтение современным печам-каминам с частичной облицовкой корпуса или боковин изразцами. Подробней ознакомиться с такими моделями и купить их с доставкой по Москве и области вы можете в нашем интернет-магазине.
В данном видео ролике подробно показывается и рассказывается о том, как кладётся опытным печником, своими руками изразцовая печь:
Возможно, Вам будет также интересно:
27 февраля 2019 1217 0
26 февраля 2019 5424 0
25 февраля 2019 874 0
24 февраля 2019 2097 0
22 февраля 2019 1288 0
21 февраля 2019 2394 0
Изразцовое искусство Москвы. Старинные изразцы
Первое появление изразцового убранства в России относят к концу 15 началу 16 века, когда появились керамические плиты с орнаментальным рельефным узором. Возможно, их появление связано с переселением белорусских мастеровых, бежавших со своей родины в Московию от польских и литовских угнетателей. Поливные (покрытые налитой глазурью и обожженные в печи) изразцы украсили собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного).
В конце 16 века в Москве начинается широкое производство «красных» старинных изразцов (печные терракотовые изразцы из красной глины). Изразцы формовали в деревянных формах (фото внизу) с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки».
В начале 16 века в Москве налаживается массовое производство «муравленых» изразцов, как правило, покрытых зеленой глазурью.
Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине 17 века и связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей (обычно называемых эмалями). Яркие многоцветные печи стали главным элементом интерьеров домов на Руси, а изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них, например, Покровский собор (1671-1679 года) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым. Некоторые элементы изразцовых декоров Москвы 17 века показаны на фото в материалах этой статьи.
Особых высот изразцовое искусство во внешней отделке храмов достигает в Ярославле. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. По богатству и разнообразию изразцовой отделки с такими храмами как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого не могут сравниться другие храмы. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.
18 век в русской жизни характеризуется дальнейшим проникновением Европейских художественных тенденций в традиционное искусство, что повлекло за собой некоторые изменения в художественных вкусах общества. Не избежало этого и изразцовое искусство. Здесь прежде всего нужно отметить роль Петра 1, который при своем посещении Голландии в 1697-1698 годах заметил своим зорким взглядом прекрасные «кафели», которые были в доме почти у каждого горожанина. Он отдал приказ изготавливать гладкие белые изразцы, по которым наносить рисунок синей глазурью и таким образом открыл новое и перспективное направление в изразцовом искусстве. Это направление является главным и по сегодняшний день – гладкие, красивые, милые сердцу и глазу изразцы скрашивают жизнь, дают тепло в наши холодные зимы. И сегодня гладкие шелковистые от остеклованной глазури, нежные под рукой, хранящие тепло печи и отдающие его людям, разноцветные – изразцы незаменимы и безупречны. Мало того, их сверкающая поверхность всегда нова, стоит только протереть их мокрой тряпкой. Печки в старых усадьбах и сейчас потрясают и притягивают наши взгляды. Кроме того, у гладкой глазурованной керамики есть еще свойства, например, на чистых изразцах не пригорает пыль (что вредно для здоровья) и они повышают теплоотдачу печей примерно на 10% (по сравнению с кирпичной кладкой неотделанной печки).
Изразец 18 века стал иным – гладкая лицевая поверхность, сдержанная цветовая гамма, многообразие сюжетов, выполненных в стиле росписи.Героями сюжетов стали люди из разных слоев общества и в различных ситуациях.
К концу века в изразцовой живописи преобладало многоцветное изображение цветов, букетов и птиц. Керамические изразцы старинные в виде отдельных элементов или панно являлись составной частью сложной архитектурной композиции печей, главного украшения интерьера.
В Х1Х веке изразцовое производство широко распространилось, продукция производилась в широком ассортименте и была различной по стоимости и художественной ценности для широкого слоя потребителей. Изразцы предназначались прежде всего для отделки печей, являющихся едва ли не главным и совершенно необходимым элементом русского быта.
Занимающее совершенно особое место в России производство М.С.Кузнецова, изготовлявшего фарфоровую и фаянсовую посуду, выпускало также старинные изразцы в достаточно широком ассортименте. Так, каталог 1899 года «Товарищества М.С.Кузнецова» предлагал 18 видов печей и каминов, много различных видов отдельных изразцов и плиток, два киота и один иконостас.
Одновременно с фабричным производством развивается также и индивидуальное, создавшее ряд замечательных произведений русского изразцового искусства.
В 1858 году при восстановлении палат бояр Романовых на Варварке по эскизам архитектора Ф.Рихтера были воссозданы старинные печи с изразцами в стиле «древних мастеров». Хотя они и отличаются от старинных оригиналов, но, тем не менее, интересны как работы талантливогохудожника, переосмысливающего древнее искусство с позиций его времени.
В конце Х1Х века изразцовым искусством заинтересовались крупные художники и керамисты, прежде всего Михаил Врубель, создавший в имении Абрамцево ряд шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы. Он создал скульптурные композиции, ранее не виданные в России (например, скамейка в саду и лежанка печи с головой льва, замечательные компановки печей и каминов), облицованные цветной керамикой, которые являются шедеврами керамического искусства. Михаил Врубель был одновременно великим художником (недаром его картины занимают целый зал в Третьяковской галлерее Москвы), значительным скульптором и сильным технологом-новатором в керамическом производстве.
В это время в Русском обществе появился значительный интерес к древнему культурному наследию, в частности, изразцовому искусству. Этот интерес воплотился в широкое применение многоцветных изразцов для оформления фасадов зданий и сооружений, а также способствовал изготовлению копий старинных изразцов и новых изразцов в стиле “ретро”.
После революции 1917 года изразцовое искусство, как и все виды искусств, претерпело очень значительные изменения. В первый послереволюционный период практически во всех видах искусств главными направлениями стал конструктивизм и модернизм, изразцовое искусство также не избежало этого влияния.
Затем искусство вновь вернулись к реализму (соцреализму). В литературе, в живописи, в скульптуре, и, конечно, в керамике стали преобладать производственные темы, изображались люди труда и природа, в основном без художественных изысков и сложностей. Но производство изразцов практически сошло на “нет”
В 90-е годы ХХ века изразцовое искусство начало возрождаться. Появились небольшие мастерские, маленькие керамические заводы, где начали изготавливать изразцы.
Многие талантливые художники работают с керамикой и демонстрируют свои успехи. Так, работы мастеров были представлены на выставке Московского изразца в Измайлово в 2007 году, таких, например, как Николай Любимов, Евгений Тарабин, Сергей Лебедев. Художник Анна Удальцова, заведующая кафедрой керамики Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г Строганова, показала на этой выставке не только работы мастеров, но и первые опыты своих студентов.
Современные художники плодотворно трудятся над сохранением древнего прекрасного наследия русских керамистов. Так, Николай Любимов многие годы занят реставрацией изразцовой керамики Успенского собора Новоиерусалимского кремля. Работы Евгения Тарабина украшают надвратную церковь Андреевского монастыря в Москве, им восстановлен знаменитый фриз «павлинье око», подобный фризу Покровского собора в Измайлово.
Выставка изразцового искусства из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника в Измайлово, проведенная в2007 году, еще раз показала, какие бесценные сокровища хранит наша история и как их сохранение важно для жизни народа. Некоторые великолепные работы художников – керамистов показаны ниже на фото.