Настольные часы и их история
Христиан Гюйгенс (1629-1695) – великий голландский ученый, сконструировавший в 1657 году первые маятниковые часы. Теория, разработанная и претворенная в модели маятниковых часов Галилеем (1564 – 1642), нашла свое развитие и продолжение в конструкции маятниковых часов Гюйгенса, а после появления его трудов «Часы» и «Маятниковые часы» маятник как регулятор хода механических часов вошел в широкое применение.
С появлением маятника в часовом деле произошла настоящая революция. Точность хода часов повысилась в несколько раз, суточная погрешность, колебавшаяся у домаятниковых часов от 15 до 60 минут, упала до 10 секунд.
Во времена Гюйгенса уже существовали пружинные часы, которые можно было поставить на стол или взять с собой в путешествие. Но сначала несколько слов о часах до времени Гюйгенса. Первые домашние часы были без пружины и могли размещаться только на стене. Их делали из железа, потом из латуни, и в миниатюре они повторяли конструкции уже давно известных башенных часов. Этот тип часов настолько прижился, что их продолжали делать и после изобретения пружинного привода. В начале XVII века они внешне напоминали фонари, поэтому и назывались люцерновыми. В Англии, где пружинные часы появились несколько позднее, чем в Германии и Франции, такие часы были очень популярны.
Самыми же первыми пружинными часами в истории мирового часового производства считаются настольные часы из бронзы в полметра высотой, изготовленные неизвестным мастером около 1430 года для бургундского герцога Филиппа Доброго. Первые переносные механические часы делали из латуни, в форме круглой или квадратной коробки с горизонтальным латунным циферблатом.
Часы обозначали гравированными римскими цифрами с выпуклыми латунными «зернами» (шариками) по кругу, для определения времени ночью наощупь. Стрелка была одна, часто в виде фантастического существа – дракона, русалки и др. Позже, к концу XVI века, появились настольные часы с корпусами, напоминавшими средневековые башни. Они также были однострелочными, но имели по два циферблата – один для указания времени, другой – для установки будильника.
У механизмов ранних пружинных часов был шпиндельный ход. До изобретения Гюйгенса часы не имели маятника, в качестве регулятора хода использовали «фолио» – двуплечий маховик, не обеспечивающий точности хода. Часовая стрелка могла давать суточную погрешность в 30 минут и больше, что владельцев часов не слишком заботило: время было не настолько насыщенным и емким. Размах маховика и, следовательно, частоту его движений регулировали изменением расстояния между упругими упорами из щетины.
Отдельные мастера изготавливали цилиндрические настольные часы с круглым балансом. Такой баланс, конечно же, был далек от современного регулятора, к конструкции которого в наибольшей степени приблизился все тот же Гюйгенс. Он присоединил к маховику спиральную пружину, создав в 1674 году регулятор хода механических часов – баланс-спираль.
До появления винтов железные детали механизмов соединяли при помощи штифтов и клиньев. Заводная пружина представляла собой длинную и достаточно широкую стальную ленту. Она не могла работать без вспомогательного механизма выравнивания ее приводной силы. В качестве компенсатора крутящего момента заводной пружины использовали фузею (улитку), представлявшую собой латунный усеченный конус, на который наматывалась струна из кетгута (овечьих кишок) или плоская металлическая цепочка из 500 и более звеньев.
В XVIII веке портативные настольные часы приобретают стеклянные боковые стенки, сквозь которые хорошо проглядывалось устройство механизма, и изогнутые в форме лапок ножки. Деревянные, обтянутые кожей футляры со стеклянными окошками перед циферблатом (по которому двигались уже две стрелки – часовая и минутная, появившаяся с изобретением маятника) предназначались для использования их в дороге. Такие часы в шутку называют «черепашками».
Классический тип дорожных, или каретных, часов сложился к концу XVIII века. Считается, что первым сконструировал каретные часы всемирно признанный мастер, гений часового дела Абрахам-Луи Бреге. Интересно, что каретные часы – пожалуй, единственный тип часов, на форму которых не повлияла изменчивая мода XIX века. Внешний вид их практически не менялся сто лет.
Каретные часы впервые были опробованы военными в египетской кампании 1798 года по приказу Наполеона I, который и сам владел часами Бреге. Механизмы всех каретных часов Бреге безупречны и многофункциональны: здесь и четвертной бой, и репетир, и индикация лунных фаз, и устройство блокировки боя, и малая секундная стрелка. Традиционно корпуса «каретников» делались прямоугольными, с застекленными боковыми стенками, задней и передней дверками, а сверху крепилась латунная ручка для переноски. Латунные поверхности часов часто золотили и гравировали.
Консольные часы
Изобретение маятника привело к появлению так называемых консольных часов. Свое название они получили от французского слова console – пристенная полочка, на которую эти часы и ставили. Консоль, как и корпус таких часов, изготавливали из дерева, общей была и техника их обработки: художественная инкрустация, роспись и др. В конце XVII века придворный мебельщик Людовика XIV Анри Шарль Буль возродил технику инкрустации мебели с применением латуни и пластин из панциря черепахи. Эту технику использовали и в оформлении часов: создавали узоры и целые картины, покрывавшие деревянные корпуса.
К середине XVIII века строгие барочные часовые корпуса сменяются причудливо изогнутыми корпусами в стиле рококо с золоченым бронзовым убором в виде аллегорических накладок. Например, аллегория Истины представлена в образе сидящей женщины в античном платье с зеркалом в одной руке и книгой в другой, на развороте которой выгравировано по-латыни: «Истина одна». Часы «буль» были очень дорогими, их делали только на заказ. В середине XIX века они опять стали модными. Появились изделия по моделям XVIII века, но дорогостоящие покрытия из черепашьего панциря заменили лаковыми имитациями, а шпиндельный ход – анкерным. Другим типом французских консольных часов последней четверти XVIII века были часы в деревянных раскрашенных корпусах с золоченым бронзовым убором в виде вазонов, венков, музыкальных инструментов.
Английские консольные часы совершенно не похожи на консольные французские. Их часто еще называют «часами в шкафных корпусах». Это самые узнаваемые часы английского производства, делавшиеся с XVII до середины XIX века. Их деревянные корпуса, в основном дубовые, фанерованные ценными породами дерева – орехового, оливкового, эбенового, красного и других, – отличаются строгим видом.
По легенде, первым красное дерево, завезенное в Англию из колоний еще при королеве Елизавете I, применил английский мебельщик Томас Чиппендейл. Оно ценилось за прочность, постоянство формы, разнообразие окраски и стало излюбленным материалом для производства часовых корпусов, заменив использовавшуюся ранее ореховую древесину.
Декоративное убранство английских консольных часов, в отличие от французских, ограничивается неброскими литыми бронзовыми колонками по углам и шишечками сверху. Циферблатные платины английских консольных часов, с начала XVIII века приобретшие арочное завершение, украшали литыми бронзовыми накладками с ажурным узором в виде растительных завитков, дельфинов, вазонов и др.
Циферблатная шкала представляла собой латунное посеребренное кольцо с гравированными и заполненными специальной мастикой римскими цифрами часов и арабскими – минут, по которому двигались ажурные стрелки. Короткая часовая стрелка отличалась громоздким, сплетенным из разнообразных по толщине завитков завершением, минутная – более строгая, с острым копьевидным концом и небольшим узорочьем у центра. К началу XIX века стрелки консольных английских часов становятся проще, посеребренное кольцо сменяется эмалевым циферблатом. Задние платины часовых механизмов художественно гравировались. Со временем гравировки сменялись от «набивного», сплошного орнамента до невыразительного декоративного пояска по периметру платины.
Здесь же, на внешней стороне задней платины часового механизма, за которой располагался короткий маятник, так называемый «коровий хвост», ставил подпись часовой мастер, так же, как и на циферблате. Мастера, входившие в корпорацию лондонских часовщиков – CLOCK-MAKER COMPANY, организованную отцом английского часового дела Томасом Томпионом, обязаны были подписывать свою продукцию.
Особенного внимания заслуживают механизмы английских консольных часов, традиционно имевшие несколько функций. Практически всегда – численник, четвертной бой, репетир, устройство блокировки боя, часто – помимо перечисленного – секундную стрелку, календарь, указатель лунных фаз. Такие часы принято называть астрономическими. В 1770 входит в моду циферблат с календарем, заменившим простое окошко численника. Многие часы имели музыкальные программы.
В XVIII веке английские и французские консольные часы, уже маятниковые, делали, как и двести лет назад, со шпиндельным ходом, хотя еще в 1671 году английским часовщиком Клементом был изобретен ход, более подходящий для маятниковых часов, – анкерный.
История каминных часов, нюансы выбора, каминные часы фото.
История часового искусства
Первые часы для камина появились в середине XVIII века во Франции, поэтому даже в оформлении современных моделей обязательно проскальзывают характерные черты стиля рококо. Со временем этот аксессуар приобрел популярность в Англии, где и появилось само понятие каминных часов. Это не помешало часовщикам Французского двора на протяжении долгих лет сохранять монополию на изготовление самых изысканных и пользующихся спросом элементов декора.
Дизайн французских часов XVIII века отличался некоторой вычурностью, ведь в нем использовались все доступные мастерам того времени материалы. Фарфор и эмаль, лак и поталь, золото и бронза — часовщики не уставали экспериментировать вплоть до Французской революции.
Постепенно роскошь рококо сменилась сдержанными чертами неоклассицизма, чему поспособствовал как переворот, так и появление школы английских мастеров. Изделия из золоченой бронзы отступили перед набирающими популярность элегантными моделями из драгоценных пород древесины: дуба, красного дерева, самшита. Конечно, такие аксессуары были недоступны большей части населения, тогда как сейчас подходящие по стоимости и оформлению часы каминные купить в интернет магазине не составляет большого труда.
Дизайн современных моделей
Грамотное оформление интерьера — непростая наука, поэтому производители воссоздают самые разные традиции часового дизайна. Наиболее универсальными считаются часы каминные бронза. Этот металл, с золочением или без, считался желанным элементом аристократического дома во все времена, ведь он органично вплетается в любой интерьерный стиль независимо от расцветки мебели и стен. Антикварный вид состаренной бронзы придает интерьеру ощущение роскоши и старины, что можно использовать для создания соответствующей атмосферы.
Так как в современной обстановке зачастую преобладает дерево или металл, эти материалы тоже активно используются в производстве часов. В отличие от изделий из литьевого мрамора, окрашенного под бронзу, такие модели нуждаются в особом уходе, что не лучшим образом влияет на их популярность.
Независимо от исполнения каминные часы считаются удачным подарком близкому другу, родственнику, начальнику или коллеге. Этот эффектный аксессуар подчеркнет не только статус одариваемого человека, но и его важность для преподносящего подарок. Винтажные часы — лучший способ произвести впечатление и занять почетное место в сердце виновника торжества.
Роль в оформлении интерьера
Конструктивные особенности
Современные каминные часы купить можно в двух вариантах: кварцевую или механическую модель. Такое деление совпадает с классификацией наручных часов и осуществляется по принципу работы. Между кварцем и механизмом есть некоторые различия:
- Механика стоит дороже и нуждается в регулярном обслуживании, в то время как кварц доступен по цене и требует лишь периодической смены батареек.
- Механические часы считаются символом престижа, так как хранят в себе частичку души создавшего их мастера.
- Кварцевые модели отличаются большей точностью, но из-за нерегулярного использования каминных часов по прямому назначению это преимущество отходит на второй план.
Помимо базового устройства, существующие модели могут различаться по дополнительному функционалу. Стремясь угодить покупателям, производители выпускают изделия со встроенным лунным календарем, маятником, проигрывателем мелодий и прочими любопытными функциями. Наличие таких бонусов обычно сказывается на стоимости часов, но всегда можно найти минималистичную модель.
Каминные часы: история и современность
Если посмотреть на современные часы, мало у кого возникнет мысль о том, что когда-то они выглядели совсем по-другому, не имели стрелок и циферблата, а вместо привычного отбивания времени издавали звук, похожий на жужжание. За много веков часы преобразились настолько, что если бы нам представилась возможность увидеть старинные каминные часы, мы бы ни за что не смогли определить по ним, который час.
Через некоторое время часы немного видоизменились, стрелка стала неподвижной, а определить время можно было с помощью вращающегося круга с часовыми делениями. Каминные часы, какими мы привыкли их видеть, появились лишь в ХV веке. Именно тогда был разработан прототип современных часов с неподвижным циферблатом и движущимися стрелками.
Кроме внешнего вида часов, постоянно менялся механизм их работы, который постепенно усложнялся. Так, первые механические гиревые часы появились в Италии, а уже к ХVI веку Нюрнберг и Аугсбург стали центрами часового производства.
Следующее столетие ознаменовалось появлением маятника. Изобретение принадлежит голландскому мастеру Кристиану Гюйгенсу, открытие которого в 60-х годах ХVII века произвело настоящую революцию в развитии часового ремесла. Переняв опыт голландца, к 1680 году в Лондоне делали самые лучшие часы. Знаменитыми часовщиками того времени были Ист, Фромантель, Грехем, Книбб, Квэр и Томпион. Сделанные их руками часовые механизмы экспортировались в Европу, Турцию и Китай.
В ХІХ веке началось широкое производство наручных и каминных часов. Первые делали англичане, а французы занимались изготовлением каминных часов. В Германии, США и Швейцарии часовщики появились во второй половине ХІХ века. Уже тогда часы различались по форме и назначению. Однако наибольшей популярностью пользовались каминные часы, которые не только показывали время, но и служили украшением интерьера.
Каминные часы впервые появились во Франции в 1750-х годах. Это был период, когда часовое дело было не просто производством часовых механизмов. В то время, называемое “Золотым веком”, мастера создавали настоящие произведения искусства. Корпуса часов украшали инкрустацией из панциря черепахи, олова, латуни, золочеными бронзовыми фигурными композициями. Их делали и украшали в тон каминам, используя мрамор, бронзу, керамику. В каминных часах того времени можно найти стили “ампир”, “барокко”, “рококо”, “aux sauvages”. Именно каминные часы являлись эталоном стиля, законодателями “часовой моды” на протяжении двух веков.
Часовщики настолько увлеклись своим делом, что создавались целые гарнитуры из часов, бронзовых подсвечников и скульптур. К производству привлекали ювелиров, краснодеревщиков, бронзовщиков, скульпторов, художников по эмали. В их творениях отображались библейские сюжеты или сцены из античной мифологии, романтические и галантные сценки.
Несмотря на все великолепие внешнего вида, в каминных часах использовались пружинно-маятниковые механизмы или пружинные, с приставным анкерным ходом, недельный завод, получасовой и часовой бой. Простота использования и привлекательный внешний вид каминных часов сделали их популярнее, чем настенные или напольные.
Корпуса таких часов обычно делали из устойчивых к температурам материалов, учитывая их близкое расположение к огню.
Каминные часы являются неизменным атрибутом любой коллекции ведущих производителей современности. Здесь можно найти совершенно невероятные экземпляры, копии часов, представленных в Лувре, замках Луары, Версале, венецианских палаццо. Мастерски сделанные копии практически не отличаются от оригинала. Неискушенному зрителю может показаться, что этим часам несколько сотен лет, хотя на самом деле – они представители последнего поколения. В комплекте с таким произведением искусства можно приобрести подсвечники или вазы, выполненные в том же стиле. Такой ансамбль придаст вашей комнате таинственности и определенной строгости.
Знаменитые страны-производители, такие как Швейцария, Германия, Франция, Великобритания и Италия постоянно стремятся к созданию совершенных каминных часов, усовершенствуя форму и принцип их работы. Однако такая гонка приводит к высокой стоимости, из-за чего настоящие каминные часы могут позволить себе немногие.
Те, кому посчастливилось заполучить такой экземпляр, по достоинству смогут оценить преимущества каминных часов. Если же у вас нет возможности выложить большую сумму, вы можете приобрести менее дорогой экземпляр, который, благодаря новым технологиям (использования каменной крошки, кокильного литья под бронзу, искусственного дерева), выглядит не хуже раритета.
Отлично подойдут каминные часы, как подарок мужчине на юбилей.
Старинные каминные часы
Каминные часы – это не только прибор для определения времени, но и предмет искусства. Они являются свидетелями разных эпох, художественных увлечений и вкусов.
История создания каминных часов уходит своими корнями в XVI век. Самые ранние экземпляры, дошедшие до нас, датируются 1549 г. (мастер X. Штайнмайселъ) и 1568 г. (мастер Каспар Бехаин). О мастерах, создавших первые каминные часы с прекрасно отделанными корпусами, украшенными резными и гравированными орнаментами, ничего не известно.
Каминные часы. Мастер X. Штайнмайселъ. Прага. 1549 г.
Каминные часы. Мастер К. Бехаин. 1568 г.
В XVI веке основными заказчиками каминных часов были короли и вельможи. Более широкое распространение они получили в конце XVII начале XVIII вв. Тогда камин считался одним из самых важных декоративных элементов интерьера дворцов городской знати. Мраморные порталы, увенчанные сверху затейливо украшенной каминной полкой, занимали центральное место в оформлении французских домов.
При Короле-Солнце Людовике XIV были введены даже специальные правила оформления каминной полки. Так, на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры со свечами, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки и часы.
Французский монарх всячески способствовал развитию часового искусства: часовщики двора считались привилегированной кастой, работающей под патронажем самого короля. Кроме часовых мастеров ко двору приглашались бронзовщики и каменщики, которые из золоченой бронзы и мрамора изготавливали роскошные каминные часы.
Лучшие мастера продолжали служить при Людовике XVI, который пригласил также ювелиров, литейщиков, чеканщиков, позолотчиков, гравировщиков, скульпторов, краснодеревщиков, художников по эмали и др. Бронзовщики и литейщики воплощали в бронзе самые невероятные фантазии скульпторов, чеканщики придавали готовой отливке завершенность, позолотчики покрывали изделия тонким слоем благородного металла, а гравировщики специальными резцами-штихелями украшали поверхность металла различными орнаментами.
XVIII век, фактически, стал «золотым веком» в истории французского часового дела. Знаменитые мастера создавали настоящие шедевры искусства, в которых использовались золоченые бронзовые фигурные композиции и элементы из олова и латуни, серебра и черепашьего панциря. Тогда каминные часы не несли строго функциональной нагрузки и рассматривались как часть декоративно-прикладного искусства. Небольшие круглые коробки механизма устанавливались в объемные, художественно выполненные корпуса, украшенные скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки амуров, сатиров и купидонов. Фигурная пластика каминных часов воспроизводила библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.
В английских каминных часах основной упор делался на демонстрацию функциональных возможностей механизма. Корпуса часов в основном выполнялись из дерева, в качестве отделки использовалась бронза.
Английские каминные часы отличались от французских не только строгой архитектурой, но и методом нанесения часового деления. Характерной особенностью французских часов был особый метод выделения цифр на циферблате. Для того чтобы более четко подчеркнуть пластину с делениями, каждый индекс помещался в отдельный металлический или фарфоровый диск, после чего покрывался черной эмалью (в более позднее время стали использовать голубую эмаль).
Форма каминных часов и их отделка зависели от смены эпох и стилей в истории искусства.
Во второй половине XVIII века в моду вошли часы-ротатор, имевшие подвижные кольцевидные циферблаты и одну неподвижную часовую стрелку (часто выполнялась в виде стрелы Амура или змеиной головы с высунутым языком). Тогда в изготовлении каминных часов в основном использовались белый мрамор и золоченая бронза.
Авторство работ в те времена определялось по подписи: на эмалевый циферблат наносился автограф механика-часовщика и бронзовщика. С XIX века на циферблате ставили только имя часовщика или часового производителя, а клеймо бронзолитейной фирмы помещали на обратной стороне корпуса.
В XIX веке производство каминных часов достигло своего апогея: новые достижения в области инженерии и бронзолитейного дела способствовали развитию часовой промышленности.
Появились часы с комбинированными корпусами – золоченая и патинированная бронза стала использоваться в сочетании с красным мрамором, яшмой и др. Появились новые модели часов в корпусах, украшенных масштабными скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки, воспроизводящие библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.
В XIX–ХХ вв. каминные часы пользовались большой популярностью не только во Франции и Англии, но и во многих других странах, в том числе и в России (первые каминные часы появились в России в XVII-XVIII веках, в период царствования Петра I).
Особую ценность представляют работы Карла Фаберже.
В середине XX века каминные часы утратили прежние лидерские позиции.
Сегодня, как и прежде, каминные часы являются важным элементом в оформлении интерьера. Они передают частичку старины, которой большинству не хватает в мире высоких технологий. Особо эффектно старинные каминные часы смотрятся в стилях кантри и ретро.
Роль каминных часов в оформлении интерьера
Мощный декоративный потенциал каминных часов заставляет тщательно подходить к выбору их оформления. Аксессуар должен гармонично сочетаться не только с общим стилем интерьера, но и с дизайном самого камина. Желательно, чтобы модель совпадала по стилю, расцветке или фактуре с другими аксессуарами, мебелью, стенами и отделкой помещения. Возможны следующие варианты:
1. Над камином из натурального или искусственного камня лучше поставить изысканные каминные часы под бронзу, выполненные в стиле барокко или рококо.
2. В хай-тек интерьере, где царит металл и пластик, приветствуются строгие модели с минимальным количеством декора.
3. Изделия в деревянном корпусе хороши в помещении, где преобладают черты скандинавского, колониального стиля или модерна.
От роли аксессуара в интерьере напрямую зависит его расположение на каминной полке. Часы можно использовать в качестве основного элемента обстановки или стильного акцента. В первом случае их стоит разместить по центру, симметрично расставив канделябры и остальные украшения. Во втором случае их можно скромно отодвинуть на край камина или частично прикрыть более объемным элементом декора, будь то кованая статуэтка или ваза с цветами.
История каминных часов
По – началу каминные часы представляли собой уменьшенные копии переносных напольных экземпляров. Развитие мастерства привело к появлению более интересных вариантов корпуса таких часов. В прошлом они выглядели как миниатюрные здания, увенчанные куполами или колокольнями, они украшались элементами резьбы, изящными фигурками или скульптурными формами. Такие каминные часы часто использовались в качестве подарков и говорили о статусе своих владельцев.
Часам и всевозможным хронографам всегда приписывалось особое, мистическое значение, которое отчетливо и красноречиво отразилось в образе каминных часов. Они не столь велики, как напольные, но несколько больше настольных. Их дизайн красив и, зачастую, удивителен, представляя собой не только прибор для измерения времени, но и изысканный, оригинальный предмет искусства. Именно это качество каминных часов сохранилось с момента их создания и прошло через века до наших дней.
Временем создания небольших среднегабаритных часов принято считать начало XVI века. Но, также, существуют некоторые источники, датирующие их появление второй половиной XV века. В этот период в Европе возникает два основных центра, где сосредотачивается часовое производство – Нюрнберг (Германия), где работал часовщик Петр Генлейн, и Блуа (Франция), прославившееся изделиями Жульена Кудри, а затем – Жака де ла Гарде.
Особую популярность каминные часы приобрели во Франции в эпоху короля Людовика XIV.
Каминные часы
Монарх, тяготеющий к красоте и изяществу, уделял большое внимание прикладному искусству, которое во время его правления достигло небывалого расцвета. Над созданием великолепных и очень дорогих часов трудились известные мастера и ювелиры. Корпуса изделий изготавливались из таких металлов, как золото и серебро, отделывались ценными камнями и являлись, скорее, произведением искусства, нежели служили первоначальному назначению. Купить старинные каминные часы было привилегией знатных и весьма состоятельных людей.
Смена времен, эпох и стилей отражалась на их форме и дизайне, словно в неком «зеркале», наделяя их дополнительными декоративными элементами, изменяя их цвет, фактуру и материалы изготовления.
Каминные часы — это особый вид часов, форму, отделку и общий стиль которых определяют место их размещения и архитектурно-пространственное окружение. Подобные изделия не являются часами в обычном смысле слова, по своей сути они являются частью декоративно-прикладного искусства, традиции которого складывались тысячелетиями. Изготовление первых каминных часов относится, по всей видимости, к готической эпохе. Оформление каминных часов повторяло отделку самих каминов, где использовали мрамор, бронзу, керамику. Изготовлением этих шедевров занимались не столько сами часовщики, сколько краснодеревщики, бронзовщики, скульпторы, художники по эмали, гончары. Часы выполнялись в различных стилях: барокко, рококо, «aux sauvages» (часы, украшенные фигурами негров, индейцев и т.д.),
часы в стиле «aux sauvages»
Часы изготавливаются на базе немецких механизмов Hermle по технологии, разработанной отечественными специалистами — методом литья, и обладают всеми свойствами природного камня, с последующей декоративной отделкой под медь, бронзу, серебро, золото, дерево, камень, слоновую кость ампир. Фигурная пластика часов воспроизводила библейские сюжеты или сцены из античной мифологии, романтические или галантные сценки; для украшения часов использовали египетские и греческие орнаменты, фигурки амуров, сатиров и купидонов.
Выбираем каминные часы
15/12/2003
Если друзья приглашают провести несколько уютных рождественско-новогодних вечеров за городом в отблесках каминного пламени, можно не ломать голову над подарком
Если друзья приглашают провести несколько уютных рождественско-новогодних вечеров за городом в отблесках каминного пламени, можно не ломать голову над подарком. Каминные часы – это модно и очень своевременно.
На главной полке
Когда-то капитан Гастингс со свойственной ему восторженностью восклицал: «Нет ничего лучше в рождественский мороз, чем потрескивание дров в камине!». А Эркюль Пуаро, поеживаясь, ворчал: «Ну, уж нет, лучше всего центральное отопление…».
Сейчас, когда нет необходимости в принципиальном выборе между открытым пламенем и горячими трубами, камин стал культовым предметом интерьера и переживает свое второе рождение. Вместе с ним – и каминные часы.
Огонь в камине греет, прежде всего, взор и душу, потому что это одна из тех вещей, на которые можно смотреть бесконечно.
Кроме того, конструкция этого очага предусматривает штуку совершенно уникальную по своей функциональности и декоративным свойствам – каминную полку. На ней помещается поистине все, что угодно – книги, шкатулки, пишущие приборы. Она может выполнять роль сервировочного столика для чаепития или подставки курительных принадлежностей.
А еще каминная полка (да простит меня рациональный читатель) место отчасти культовое, можно сказать домашний алтарь, сродни ларам у древних римлян или африканским семейным тотемам. На ней выставляются семейные фотографии, фарфоровые статуэтки и подсвечники, потому что именно к камину всегда невольно обращены взоры любого из присутствующих в комнате. Именно это свойство камина организовывать пространство вокруг себя и явилось причиной появления каминных часов.
Их мерное тиканье и бой оказывают потрясающее психотерапевтические воздействие и помогают владельцу возвращаться из транса в уютное кресло у домашнего очага.
Шикарная мистика
Каминные часы появились, как нетрудно догадаться, на родине каминов – в Англии в середине XVIII века и отличались от обычных консольных (то есть, настольных) часов отсутствием ручек на корпусе, что намекало на невозможность их перемещения – поставили на каминную полку, и все!
Несмотря на английское происхождение, наивысшую популярность каминные часы приобрели во Франции, хотя французы собственно никогда не отличались особой любовью к открытому пламени. Дело в том, что французский камин выполнял скорее декоративную роль, а каминная полка считалась самой удачной точкой в интерьере, которая просто требует того, чтобы ее украсили хитроумным устройством.
Поэтому с самого начала мастера каминных часов не знали предела фантазии в совершенствовании дизайна. Французские каминные часы периода Луи XIV – это настоящие произведения искусства из мрамора, позолоченной бронзы, фарфоровых вставок и эмали. Англичане же, чьим идеалом часов всегда оставался морской хронометр, предпочитали создавать более скромные творения из дерева с бронзовой отделкой. А в XIX веке обе стороны Ла Манша захватила мода на каминные скелетоны.
Хотя изначально качеству механизма каминных часов уделялось меньше внимания, чем внешнему виду (тот, кто мог позволить себе приобрести такую игрушку, не обращал внимание на погрешность хода), со временем инновации появились и в этой области.
Так, например, французы усовершенствовали свое анкерное устройство с помощью решетки маятника, в которой помещалось до девяти чередующихся медных и стальных стержней, нейтрализующих зависимость точности от перепадов температур – эта конструкция позднее была названа атмосом. В принципе, она ничем не была лучше ртутного маятника Джорджа Грэма, но именно ее использовала в своих знаменитых каминных часах Atmos компания Jaeger leCoultre.
Чрезмерное увлечение роскошью и сгубило французские каминные часы – их производство оказалось настолько дорогостоящим, что его не смогла окупить даже протекция короля. В середине XIX века лидерство в этой области окончательно отошло к немцам и швейцарцам (и еще голландцам, которые славились умением оправлять в недорогие и качественные деревянные корпуса английские и швейцарские механизмы).
Каминные часы стали привычным предметом интерьера, столь же необходимым, как щипцы для углей. Несколько спонтанный всплеск французской моды опять случился на рубеже XIX-XX веков, когда слово «дизайн» опять стало определяющим в часовом деле. Достаточно вспомнить знаменитые Mystery Clock от Cartier – великолепные каминные часы из хрусталя, мрамора, бронзы и перламутра, в которых благодаря оптическому приему невозможно определить связь между механизмом и корпусом. Кстати, подобные часы выпускаются и сегодня – разумеется, механические.
Часы на камине
Если что и должно быть настоящим в доме – так это камин. То есть можно угощать своих гостей фальшивым ростбифом без холестерина, но огонь должен быть настоящим. Как впрочем, и часы могут быть только механическими, такими же, на которые смотрели еще Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Другой вопрос: как они должны выглядеть? Каминов сейчас производится великое множество – на любой вкус и карман. И если камин должен соответствовать стилю интерьера, то часы должны отвечать прежде всего стилю камина.
Итак, наиболее распространенный в нашей полосе тип камина – опять же французский – комбинация кирпича и дерева. Он прост, лаконичен и вписывается почти в любой интерьер. Идеальные часы для такой каминной полки – конечно же, тоже деревянные классические без особых излишеств. В этом случае стоит обратить внимание на продукцию немецкой фирмы Hermle, компании №1 в мире среди интерьерных часов.
Разнообразные и разноцветные породы дерева, использующиеся для изготовления корпуса (орех, вишня, дуб или волокнистый кап), хрустальное стекло и тщательная отделка циферблата – все это позволяет подобрать каминные часы для любого стиля помещения: от колониального до офисного. Немаловажно, что механизмы Hermle чаще всего снабжены 8-дневным запасом хода и функцией боя (например, самой популярной «часовой мелодией» Westminster), которая очень ценится знатоками домашнего уюта, потому что наполняет дом жизнью.
Классические каминные часы, для поклонников антикварного интерьера (а соответственно и роскошных, инкрустированных бронзой или майоликой каминов) представляет британская компания K.Mozer. Глядя на ее продукцию, на мгновение мысленно переносишься в ампирный шик XVIII века: тут есть и дорогие породы дерева, и эксклюзивные модели, отлитые из бронзы, и мрамор, и эмаль, и полудрагоценные камни. Некоторые модели представляют собой настоящие скульптурные композиции, как того и требует истинное искусство украшения каминных полок. Естественно, «мозеровские» часы тоже не молчат, а могут отбивать от 3-х до 8-и мелодий.
Ну а для адептов хай-тека, минимализма, необработанного камня или еще чего-нибудь авангардного и необычного, можно порекомендовать произведения немецкой фирмы Erwin Sattler или английской Sinclair-Harding. Последняя известна тем, что реанимирует и придает новое оформление великим техническим изобретениям прошлого: например, знаменитому шаровому спуску Уильяма Конгрива.
Представляете, как будет завораживающе смотреться на каминной полке модель Congreeve Clock, в которой красный шарик перекатывается по верхней планке часов туда и обратно, тем самым регулируя ход? И уж точно окажется в центре внимания модель-скелетон Harrison, воссоздающая механизм морского хронометра Джорджа Гаррисона. Кстати, довольно много оригинальных скелетонов представляет и мировой лидер Hermle, который очень чутко реагирует на колебания интерьерной моды. Так что, зажигайте огонь, заводите часы – и готовьте полосатые носки для подарков!