Дымовые промышленные трубы – кирпичные, металлические, железобетонные

Дымовые трубы промышленные: виды и возведение

Дымовые трубы используются для отвода продуктов сгорания топлива в атмосферу. Они могут иметь различную высоту, которая зависит от их предназначения. Так, дымовые трубы промышленного типа могут достигать высоты более 300 метров. Значительная высота также необходима для создания разрежения в топливных устройствах, в которых естественная тяга является обязательным условием работы.

Материалами для изготовления дымоотводов являются кирпич, металл и бетон. Но поскольку изготавливать подобные сооружения из металла очень дорого, то такие конструкции можно встретить очень редко. Наибольшей эффективностью обладают кирпичные и бетонные трубы, о которых и пойдет речь в данной статье.

Изготовление дымовых труб

Дымовые промышленные трубы небольшой высоты (до 80 м) изготавливаются, как правило, из кирпича. Сооружения большей высоты целесообразнее строить из бетона или железобетона. Так удается снизить их себестоимость. В отдельную категорию можно вывести трубы для отвода горячих газов (более 500 градусов). Для них используется металл или кирпичная кладка. Футеровка таких труб является обязательной.

Футеровка газовых труб выполняется из обычного или огнеупорного кирпича. Она может выполняться как с зазором между трубой и футеровкой, так и без него. Если зазор имеется, то он может быть вентилируемым или невентилируемым.

Любая труба состоит из:

  • кирпичного или бетонного фундамента,
  • ствола,
  • комплекта фурнитуры.

Нижняя часть любого дымоотвода (5-8 метров) называется цоколем, а верхняя часть — головкой. К фурнитуре относятся усилительные скобы (для кирпичных сооружений), лестницы или скобы для монтажников, площадки для размещения световой сигнализации, а также молниезащита.

Молниезащита промышленных дымовых труб состоит из молниеприемника и заземления, которые соединены между собой токопроводящим проводом. В качестве молниеприемника и заземления используются газовые металлические трубы. По своей форме дымоотвод изготавливается в виде усеченного конуса, постепенно сужаясь кверху.

Трубы промышленные дымовые из кирпича

Кирпич является наиболее популярным материалом для создания подобных конструкций. В былые годы вообще не было бетонных сооружений, так как были очевидные проблемы с подъемной техникой. Кирпич же можно укладывать вручную, что делает подобное строительство достаточно быстрым процессом.

Фундамент дымовой промышленной трубы представляет собой бетонную плиту в основании цилиндрического стакана. Фундамент обычно изготавливается из бетона или железобетона. Весь ствол разбит на пояса, каждый из которых по толщине своих стенок уступает предыдущему поясу. Между собой пояса разделяются уступами, выполненными на внутренней стороне ствола.

Как правило, соседние пояса имеют различие в толщине своих стенок в половину кирпича. Различные пояса могут иметь различную высоту, которая зависит от общей массы конструкции и нагрузки на трубу.

Толщина стенок верхнего пояса составляет один кирпич (если диаметр трубы менее 3 м) или полтора кирпича (при диаметре более 3 м). Существует и ограничение по высоте для верхнего пояса. Она ограничена 12 метрами при толщине стенок в 1 кирпич.

Дымовые трубы промышленные обязательно должны иметь армирование. Для этого используют кольцевую арматуру, которую укладывают в швы между рядами кирпича по периметру кладки.

Кольцевая арматура прокладывается в каждый четвертый ряд кирпича по высоте. Кроме того, применяют и вертикальное армирование стальными стержнями, состыкованными между собой.

Снаружи все кирпичные трубы охватываются защитными кольцами, которые защищают конструкции от теплового разрушения. Кольца изготавливаются из стальных полос толщиной около 1 см. Они состоят из отдельных звеньев, соединяемых между собой замками. Шаг расположения колец составляет 0,5-1,5 м.

Особенности футеровки кирпичной дымовой трубы

Если кирпичной трубе по условиям эксплуатации необходима футеровка, то она также выполняется поясами. Каждый пояс футеровки опирается на имеющиеся на стволе трубы уступы.

При температуре внутри трубы менее 300 градусов между стволом и футеровкой обустраивается воздушный зазор около 5 см. Если температура более 300 градусов, то между кирпичом и футеровкой помещают слой каменной ваты в качестве теплоизолятора.

Футеровка может быть выполнена из обычного глиняного кирпича, хотя в ряде случаев используется огнеупорный кирпич, особенно при очень высоких предполагаемых температурах:

  • До температуры 350 градусов кладка футеровки осуществляется на обычном цементном растворе.
  • При больших температурах в раствор добавляется шамотная глина.
  • Если же внутри трубы температура более 500 градусов, то используют только огнеупорный кирпич. При этом кладку производят на особом шамотном растворе.

В отдельных случаев в состав футеровки могут вводиться дополнительные ингредиенты. Например, для антикоррозийной защиты ствола.

Трубы дымовые промышленные из железобетона

Особенность железобетонных конструкций состоит в том, что стенки таких труб тоньше кирпичных стенок. Это уменьшает общий вес труб, позволяя сэкономить на материале и времени возведения сооружений. Современная техника позволяет полностью автоматизировать изготовление железобетонных конструкций.

Стенки просто заливаются готовым бетонным раствором в подготовленную скользящую или переставную опалубку. Это позволяет плавно уменьшать толщину трубных стенок, сужая их кверху. Уступы в таких конструкциях не нужны. Для укладки слоя футеровки внутри таких труб обустраивают специальные консольные конструкции, которые после окончания работы удаляют.

По своей конструкции промышленные дымовые трубы могут быть составными или монолитными. Составные сооружения собираются наподобие конструктора, из отдельных поясов. Каждый пояс, расположенный выше, имеет меньший диаметр стенок.

Для примера можно привести следующие значения. В нижней части трубы высотой около 150 м толщина бетонной стенки составляет примерно 50 см, а в самой верхней своей части всего 15 см.

Все бетонные дымоотводы подлежат обязательному армированию. Для этого используют вертикальную и кольцевую арматуру. При температуре внутри ствола более 100 градусов необходима футеровка. При относительно невысоких температурах футеровка выполняется в половину кирпича с зазором между кирпичом и бетоном около 4-5 см. При более высоких температурах воздушный зазор может доходить до 15 см. Кроме того, производится прокладка теплоизоляционного слоя.

Какой бы на вид прочной и незыблемой ни была дымовая промышленная труба, необходимо придерживаться обязательных правил безопасности. Внутри ствола может быть нарушена футеровка, в результате чего горячие газы будут воздействовать на стенки, разрушая их. Это является основной проблемой высотных дымоотводов. Поэтому каждые 5 лет должна быть проведена экспертиза промышленной безопасности дымовых труб.

Ошибки и нарушения, допускаемые при возведении дымовых труб, могут перечеркнуть будущее таких сооружений и привести к возникновению непредвиденных осложнений в наиболее неподходящий момент. Тогда лишь демонтаж промышленных дымовых труб и их повторное возведение могут спасти ситуацию. А это уже влечет за собой огромные финансовые и бытовые проблемы.

Дымовые трубы промышленные: основные виды

Дымовые трубы промышленного типа используют в качестве средства для отвода в верхние слои атмосферы продуктов горения, а также с целью обеспечения разрежения в агрегатах, работа которых осуществляется на естественной тяге.

Трубы, как правило, сооружают в 20-320 м высотой, при этом конструкции до 80 высотой создают обычно из кирпича, тогда как более высокие делают железобетонными. Исключение составляют трубы, отводящие газ, температура которого превышает 500 градусов. Изготовление дымовых труб такого типа выполняют из кирпича или металла с футеровкой, поскольку обычный бетон для этого не годится, а жаропрочный бетон пока широко не используется.

Дымовые трубы промышленные

Промышленные трубы из кирпича

Обычно такие трубы состоят из фундамента, ствола с теплоизоляцией и футеровкой, а также гарнитуры, в которую входят ходовые лестницы или скобы, стяжные кольца (для труб из кирпича), молниезащита и светофорные площадки.

Нижнюю часть ствола трубы 3-8 м высотой называют цоколем, тогда как верхнюю – головкой. Трубы до 50 м высотой не оснащаются светофорными площадками.

Фундамент дымовой промышленной трубы проектируют в форме цилиндра (стакан) или усеченного конуса, опора которого представлена в виде многоугольной или круглой плиты. Плита или стакан, как правило, изготавливаются из железобетона или бетона.

Совет! Железобетонный фундамент обычно выполняют из бетона марки 150 и выше, бетонный – не ниже 100.

Дымовые промышленные трубы устраивают по следующим правилам:

  • Как правило, ствол трубы являет собой усеченный конус, уклон наружных граней которого колеблется в пределах 0,02-0,03.
    Цокольной части ствола обычно придают цилиндрическую форму. Невысокие трубы (до 50 м) в некоторых случаях выполняют со стволом цилиндрической формы.
  • По своей высоте ствол трубы разбит на пояса, толщина стен которых постепенно снижается к верхней точке трубы. От одного пояса к следующему переход осуществляют посредством уступов во внутренней кладке.
    Трубы промышленные дымовые из нормального кирпича чаще всего имеют величину уступов в полкирпича. Высота каждого пояса рассчитывается в зависимости от внешних нагрузок и собственной массы.

Кирпичная промышленная труба

  • Толщину верхнего пояса при его диаметре до 3 м обычно принимают равной не менее чем в 1 кирпич, если диаметр больше 3 м – от 1,5 кирпича. Высота такого пояса при толщине в 1 кирпич не должна быть больше 12 м. Промышленные дымовые трубы, высота которых 100 м, в нижней части ствола имеют толщину стен приблизительно 1000 м.
  • Стыковку вертикальной арматуры устраивают методом нахлестки, равной 30 или более диаметрам стержней, подлежащих стыковке. Крюки в арматуре загибают под прямым углом, а во время монтажа обращают в сторону внутренней поверхности стволовой части.
    Расположение стыков арматуры устраивают в разбежку – в одном сечении по горизонтали не должно быть расположено более 50% всего количества стыков стержней, идущих по вертикали.
  • Кольцевую арматуру выполняют из сборных стержней 8 мм в диаметре, которые закладывают в горизонтальные швы во время кладки через каждые 4 ряда кирпича по высоте ствола.
  • Футеровка ствола осуществляется по аналогии отдельными поясами, которые опирают на уступы пояса ствола, расположенного ниже. Если температура рабочей среды внутри трубы составляет до 300 градусов, между кладкой и футеровкой предусматривают 50 мм зазор, если температура выше 300 градусов, а стены ствола более толстые – между кладкой и футеровкой прокладывают теплоизоляционный слой (обычно из минеральной ваты).

Футеровка трубы кирпичом

  • При кладке ствола промышленной дымоходной трубы используют обычный кирпич из глины, прессованной пластичным методом, нормальный либо лекальный, марка которого 100 или выше. Кладка ведется на сложном растворе маркой по расчету 25-100.
    Футеровка для температуры в 500 градусов изготавливается также из обычного кирпича: при температуре до 350 с использованием сложного раствора, свыше 350 – шамотно-цементном. Если температура превышает 500 градусов, футеровку возводят из шамотного кирпича с применением шамотно-цементного раствора. Если в трубах предполагается наличие агрессивных газов, в них дополнительно организовывают антикоррозионную защиту.
Читайте также:  Канализационные трубы и фитинги – размеры, материалы и особенности

С целью восприятия температурного напряжения, которое появляется при нагреве ствола газами, он снаружи подлежит охвату стяжными кольцами.

Такие кольца обычно выполнены в форме отдельных звеньев, изготовленных из стальной полосы 6-10 мм толщиной, которые соединены друг с другом стяжными замками. Шаг между кольцами принимают исходя из расчета, но при этом он должен быть в пределах 50 – 150 см.

Молниезащита промышленных дымовых труб, как правило, выполнена из молниеприемника – из газовых труб, которые закреплены на головке трубы и соединены друг с другом тросом либо стальной полосой, из токоотводящего провода, выполненного из круглой стали или оцинкованного троса, а также из заземления в виде газовых труб, которые заглублены в землю и объединены полосовой сталью.

Промышленные трубы из железобетона

В сравнении с кирпичными дымовыми трубами, трубы дымовые промышленные из железобетона с аналогичными габаритами обладают рядом преимуществ:

  • стенки их ствола существенно тоньше;
  • масса ствола практически в два раза меньше;
  • для таких труб требуется фундамент более скромных размеров;
  • процесс возведения ствола трубы из железобетона может быть полностью механизирован, тогда как кирпичная кладка весьма трудоемка и длительна;

Промышленная дымовая труба из железобетона

Что касается экономической выгоды, то железобетонные трубы будут в этом плане более привлекательны, если их высота превысит 60-80 м. Если говорить о более низких сооружениях из железобетона, то они окажутся дешевле кирпичных, только при обладании ствола цилиндрической формы.

Трубы из железобетона бывают сборными и монолитными, при этом их конструкция включает те же элементы, что и кирпичная.

Стволы монолитных конусообразных железобетонных труб возводят в переставной либо в скользящей опалубке, благодаря которой толщина стен уменьшается постепенно, без уступов. По причине этого для обеспечения опоры футеровки, внутри ствола выполняют специальные консоли.

Независимо от типа конструкции труб, на каждом предприятии или объекте не реже, чем 1 раз в 5 лет в целях безопасности должна проводиться экспертиза промышленной безопасности дымовых труб.

Толщина стенок цилиндрических труб снижается уступообразно, по аналогии с кирпичными. Конические трубы 120-150 м высотой обладают толщиной стен ствола в самом низу около 40-50 см, тогда как в верхней части – 15 см.

Армирование железобетонной промышленной трубы

Толщина стенки цилиндрических труб составляет минимум 12 см, уклон ствола – 0,01-0,03. Армирование ствола производится кольцевой и вертикальной арматурой периодического или круглого профиля. Располагают арматуру у наружной поверхности под слоем защиты до 40 мм.

Если температура выводимых газов превышает 100 градусов, труба подлежит футеровке. Ее, как правило, выполняют в полкирпича с обеспечением воздушного зазора между футеровкой и бетоном в 30-50 мм при низких температурах и 100-150 мм с закладкой изоляции – при высоких.

Нужно помнить, что неверное изготовление труб дымовых является залогом не только их низкого срока эксплуатациии вынужденного демонтажа таких дымовых труб, но также повышает риск аварийных ситуаций, особенно в сейсмоопасных зонах. Кроме того, это попросту может нарушить нормальное течение технологических процессов в котельных и другого типа цехах.

Конструктивные решения железобетонных промышленных газоотводящих труб

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 18.05.2016 2016-05-18

Статья просмотрена: 1461 раз

Библиографическое описание:

Зулкарнеев Г. С., Мелентьев А. С., Гафиятуллина Н. М. Конструктивные решения железобетонных промышленных газоотводящих труб // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 208-213. — URL https://moluch.ru/archive/114/30205/ (дата обращения: 23.03.2020).

При анализе данных литературных источников были рассмотрены основные конструктивные элементы ствола железобетонной промышленной дымовой трубы.

Ключевые слова: промышленные дымовые трубы, промышленные газоотводящие трубы, железобетон, сборные и монолитные дымовые трубы, футеровки, многоствольные дымовые трубы.

На сегодняшний день актуальным является вопрос реконструкции существующих и возведение новых сооружений для промышленных предприятий. Одними из наиболее сложных с точки зрения проектирования и возведения являются промышленные дымовые трубы. В России действующий парк промышленных газоотводящих труб исчисляется десятками тысяч единиц, сооруженных в разное время по различным проектам. Для грамотного технического облуживания нужно иметь представление о конструкции сооружения в целом и отдельных узлов в частности.

Промышленные (дымовые и вентиляционные) трубы представляют собой самостоятельную отрасль строительного производства, требующую обширных знаний и серьезного производственного опыта, так как каждая промышленная дымовая труба является сложным инженерным сооружением, представляющая повышенную опасность.

Промышленные трубы являются сложными, дорогостоящими инженерными сооружениями, от технически грамотной эксплуатации которых зависит бесперебойность работы промышленных объектов.

В настоящей работе рассматриваются, преимущественно, конструктивные решения монолитных железобетонных дымовых труб.

Что такое дымовая труба?

Дымовая труба — это вертикально расположенное устройство, которое служит для отвода продуктов сгорания в верхние слои в атмосферы. Принцип действия основан на эффекте тяги, который обеспечивает перемещение газов по всей длине ствола от входного к выпускному отверстию трубы. Ствол трубы имеет форму по горизонтали круглое, овальное или многоугольное, а по вертикали — форму цилиндра, усеченного конуса и изготавливаются из негорючих материалов (природного камня, кирпича, керамики, асбоцемента, металла или бетона). Высотой промышленные трубы могут достигать нескольких сотен метров, к примеру, высота самой высокой трубы на сегодняшний день составляет 420 м, которая была возведена в 1988 году на Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан) [1].

Дымовые трубы широко используются в металлургическом комплексе, в энергетике, в химической промышленности и в других областях. Важным фактором влияния на работу таких сооружений является воздействие повышенных температур и агрессивной газовой среды.

Ствол дымовой трубы разделяется на два типа: одноствольный и многоствольный. Одноствольные дымовые трубы состоят из наружного слоя оболочки. Однако в этом случае для ремонта и осмотра трубы требуется приостановить работу тепловых агрегатов, что является нерациональным. Многоствольная конструкция трубы предполагает устройство в трубе- оболочке нескольких стволов от каждого теплового агрегата с вентилируемым пространством между ними, в котором предполагается устройства лифта и площадок, которые позволяют производить осмотр ствола трубы. К достоинству многоствольной трубы можно отнести надежную защиту несущего ствола оболочки от агрессивной среды отводимых газов, возможность отдельного ремонта каждого газохода без остановки всех блоков предприятия [2].

Многоствольные трубы получили широкое распространение в Англии, представленные на (рис. 1) [2]. На (рис. 1) даны схемы размещения стволов в несущей трубе-оболочке. Наиболее часто газоотводящие трубы выполняются круглыми в сечении, рис. 1 «а», «б», «в». Максимальное количество круглых газоотводящих стволов в построенных конструкциях достигает шести. Достаточно сложным является и задача передачи их веса на наружные трубы-оболочки. Первые газоотводящие стволы в виде призм из кремнебетонных панелей имели в сечении форму правильного четырнадцатиугольника, рис. 1 «г», затем выполнены стволы с сечением в виде правильного девятиугольника, рис. 1 «д». Рассматривались вопросы создания стволов с сечением в виде шестиугольника, при таком количестве граней в трубе-оболочке компактно размещается три и более газоотводящих стволов. Шестигранные стволы могут плотно прилегать друг к другу, рис.1 «ж», «з», «и». В этом случае более эффективно используется объем трубы-оболочки и снижается стоимость сооружения, однако ухудшаются условия наблюдения за газоотводящими стволами и условия их ремонта. Заслуживает внимания опыт применения газоотводящих стволов с овальным сечением, рис. 1 «к», «л». В этом случае по сравнению с круглыми газоотводящими стволами более полно используется пространство несущей трубы-оболочки. Форма сечения газоотводящего ствола, приближающаяся к круглой более благоприятна с точки зрения её аэродинамических показателей, однако сборные железобетонные газоотводящие стволы проще изготовлять из меньшего количества плоских панелей. Уменьшение числа граней в призме ствола уменьшает количество стыков, а, следовательно, повышает и надежность конструкции [2].

Рис. 1. Газоотводящие стволы в дымовых трубах [3]: а, б, в — стволы с кольцевым сечением; г, д, е, ж, з, и — стволы призматической формы; к, л — стволы с овальным сечением

В зависимости от материала, из которого сооружаются дымовые трубы, подразделяются на кирпичные, сборные железобетонные, монолитные железобетонные, металлические и существует ограничение возведения по высоте и по диапазону температуры работы трубы [3].

Кирпичные дымовые трубы обычно возводятся не выше 100 м и используются в широком диапазоне температуры от 350 0 С и выше. За счет разнообразного количества футеровок, они нашли свое применение в сельских котельных, в металлургических, химических и других предприятий. Такие трубы наиболее распространены в России.

Сборные железобетонные трубы предназначены для небольших котельных. Обычно такие трубы строятся высотой от 35 до 45 метров, хотя имеются трубы высотой 60 метров. Температурный диапазон использования от 120–350 0 С. Сборные дымовые трубы состоят из отдельных, изготовленных заранее железобетонных царг, соединяемых между собой путем установки и натяжении шпилек. Они возводятся без футеровок, но при наличии высоких температур могут иметь футеровку.

Во многих конструкциях дымовых труб применятся футеровки. Футеровки имеют функцию ограждающих поверхности для защиты ствола от температурного и агрессивного воздействия отходящих газов. Имеются различные конструктивные решения футеровок. На (рис. 2) [2] представлены трубы с различным устройством футеровок. Трубы без футеровки, (рис. 2.б), применяются при вытяжной вентиляции при отсутствии химически агрессивных и высокотемпературных воздействий. Футеровка может выполняться из кирпича в виде прижимной стенки, расположенной на консолях, рис.2. в. Широкое распространение получила конструкция, в которой внутренняя поверхность трубы покрывается из минеральной ваты. За слоем теплоизоляции выкладывается прижимная стенка из обыкновенного кирпича. Широкое распространение получили трубы с футеровкой из легкого бетона, монолитно соединенной с конструктивным бетоном, (рис 2 г). В некоторых случаях внутренняя поверхность труб облицовывается сталью. При этом между стальной облицовкой и железобетонной трубой размещается слой теплоизоляции, например, из шлаковаты, (рис. 2.д). Стальную облицовку иногда с внутренней стороны покрывают торкретбетоном, (рис.2.е). Толщина стенки футеровки на консолях в большинстве случаев составляет 12 см (1/2 кирпича). Между футеровкой и стенкой трубы или между футеровкой и прижимной стенкой иногда выполняется вентилируемый зазор, (рис.2.ж, з), наличие которого обеспечивает дополнительную защиту несущего ствола от тепла и коррозии. Смена воздуха в зазоре осуществляется естественной тягой или при помощи принудительной вентиляции. При естественной вентиляции зазор в верхней части трубы часто делается узже, чем в нижней, что увеличивает тягу воздуха [2].

Читайте также:  Полиэтиленовые трубы пнд – история, преимущества, изготовление, виды фитингов

Рис. 2. Трубы с различным устройством футеровок [3]: а — общий вид; б — труба без футеровок; в — с прижимной футеровкой (1) из кольцевых консолях; г — с примоноличенной футеровкой (1) из легкого бетона; д — с теплоизоляцией (1) и внутренней стальной облицовкой (2); е — с теплоизоляцией (1), внутренней стальной облицовкой (2) и слоем торкребетона (3); ж,з — с вентилируемым зазором между стволом и футеровкой при размещении последней, соответственно, на консолях в виде пилоиов и в виде сплошного кольцевого выступа; и — с теплоизоляцией (1), прижимной стенкой (2), воздушным зазором (3) и футеровкой (4)

Отдельное вниманию следует уделить вопросу об изоляции дымохода. Если не защищать трубу, то в ней за счет перепада температуры, возникает конденсат, который скапливается на стенках и стекает в дымоход. Нагреваясь, он испаряется и создает давление, которое препятствует печной тяге. Кроме того, от сильного давления пара может произойти разрушение дымохода в печи. Часто бывает так, что среди зимы, в сильный мороз хозяева сильно натопили печь, а она начала дымить и неожиданно разорвалась на части. Причина этого явления, скопившийся в дымоходе конденсат, поэтому изоляция дымовых труб необходима. Устраивают изоляцию для печных труб в банях, загородных домах, помещениях с печным отоплением. От температуры газов и от особенностей окружающей среды зависит толщина и марка теплоизоляции. В основном для изоляции труб используют минеральную базальтовую вату толщиной 5–6 см [2].

Для лучше видимости с самолетов промышленные дымовые трубы высотой более 100 метров окрашивают с отметки +75 метров в контрастные цвета, полосами темного цвета шириной 5 метров и светлого — шириной 10 метров. Обычно окрашивают красным и белым цветом.

Для подъема персонала на светофорные площадки (рис.3) [2] дымовой трубы, связанного с заменой сигнальных фонарей, осмотром наружной поверхности ствола, различными ремонтными работами в процессе эксплуатации служат ходовые лестницы. В сборных железобетонных они предназначены также для подъема и спуска людей в период строительства и монтажа.

Рис. 3. Светоограждение дымовой трубы [3]: 1 — электрощит; 2 — электрокабели; 3 — Маркировочная покраска — пояс черного или красного цвета; 4 — сигнальные огни; 5 — светофорные площадки; 6 — осветительные коробки

Ходовые лестницы монолитных железобетонных, сборных железобетонных дымовых труб состоят из отдельных звеньев шириной 300 мм, соединяемых между собой накладками и болтами (рис. 4. [3]). Длина звеньев для монолитных труб — 2,5 м, для сборных — в зависимости от размеров царг.

Рис. 4. Ходовая лестница дымовой трубы [3]: а — кирпичной; б — железобетонной; 1 — ствол трубы; 2 — ходовая скоба; 3 — планки ограждения; 4 — скоба для отдыха; 5 — скоба ограждения; 6 — планка; 7 — дюбели; 8 — держатели; 9 — тетива

Все здания и сооружения в зависимости от назначения, а также от возможного числа поражений в течение года делят на различные категории. Дымовые трубы относятся к III категории устройств молниезащиты.

Устройство, принимающее на себя удар молнии и отводящее энергию от этого удара в землю, называется молниеотводом (рис. 5) [3]. Он состоит из опоры, молниеприемников, объединяющего их каната, одного или двух токоотводящих канатов и электродов заземления, соединенных между собой шиной.

Рис. 5. Молниезащита дымовой трубы [3]: а — кирпичной; б — железобетонной; 1 — молниеприемник; 2 — объединяющий стальной канат; 3 — токоотводящий стальной канат; 4 — защитная труба токоотводящего каната; 5 — шина заземления; 6 — электрод заземления; 7 — держатель токоотводящего каната; 8 — держатель молниеприемника и защита трубы.

В дымовых трубах опорой молниеотвода служит само сооружение, функцию защиты от прямых ударов молнии выполняют отдельно стоящие не изолированные молниеприемники из водогазопроводных труб диаметром 40 мм и длиной 3650 мм. Верхние концы молниеприемников заостряют и возвышают над уровнем головки на 1800мм. Количество молниеприемников зависит от высоты и верхнего диаметра дымовой трубы. Молниеприемники соединены между собой объединяющим канатом. От молниеприемников вдоль ходовой лестницы прокладывают не менее двух токоотводящих канатов, которые крепят специальными держателями, заделанными в ствол дымовой трубы, и соединяют с шиной заземления электродов, находящихся в грунте [2].

На сегодняшний день дымовые трубы лежат в основе важнейших для страны производств — металлургического, химического, нефтехимического, изготовления строительных материалов, а также получения энергии на тепловых электростанциях [3].

Необходимость создания такого сооружения было вызвано с появлением обогревательных средств, в которых использовался открытый огонь. Быстрое развитие техники, постоянный рост производства и экологические требования ведут к увеличению высоты дымовых труб. И вот уже на протяжении многих лет дымовые трубы высотой более 100 метров считаются уникальными сооружениями. Со временем усложнились условия эксплуатации в частности температурных, аэродинамических режимов и внешних воздействий. Поэтому, сейчас стволы стали возводить титановыми, нержавеющими и другие, а также рассматривается вариант применения высокопрочного бетона.

Снос дымовых труб в Владимире

Экономичный демонтаж дымовых труб в Владимире при выводе из эксплуатации или находящихся в аварийном состоянии с применением оптимальных методов сноса производят специалисты компании “ЛегионСтрой”. Быстро и недорого сносятся кирпичные, металлические, железобетонные трубы с обеспечением сохранности близлежащих объектов, коммуникаций. Если необходима профессиональная разборка дымовых труб котельных, ТЭЦ, промышленных объектов, металлургических производств, воспользуйтесь квалифицированными услугами компании “ЛегионСтрой”.

Прайс-лист

Вид работЦена за ед. изм., руб.Ед. изм.
Демонтаж при помощи экскаватора100м3
Демонтаж при помощи гидромолота3000м3
Демонтаж с использованием гидроклина8000м3
Демонтаж с использованием мини-роботов6000м3
Ручная разборка зданий и бетона8000м3
Стоимость демонтажа зданий350м3
Демонтаж кирпичной кладки/дома250м3
Утилизация/вывоз кирпичного и бетонного боя200м3
Вывоз мусора390м3
Демонтаж стен (перегородок) кирпичных (1/4, 1/2 кирпича)200м2
Демонтаж стен (перегородок) кирпичных (1кирпич)250м2
Демонтаж стен (перегородок) кирпичных (свыше 1 кирпича)600м3

Внимание! В каждом конкретном случае цены рассчитываются отдельно. Звоните!

Закажите звонок и мы перезвоним вам в течение часа

Отзывы наших клиентов

Как производится демонтаж дымовой трубы

Определенную сложность в производстве работ представляют габариты высотной конструкции и значительные риски нарушения целостности расположенных поблизости зданий и промышленных объектов, в случае непрофессионального сноса. Обезопасить демонтаж, а равно минимизировать временные и финансовые затраты позволит тщательное планирование, использование современного оборудования. Опытные мастера компании “Легион Строй” обладают практическими навыками и специальной подготовкой для сноса промышленных труб из любого строительного материала с акцентами на экономичность и безопасность. Хорошая техническая оснащенность компании позволяет использовать оптимальные способы ведения работ.

Приступая к демонтажу, специалисты компании “ЛегионСтрой” проводят анализ состояния конструкции и прилегающей территории, определяют объемы работ и оптимальный метод сноса с учетом условий и строительного материала. Разрабатываются проект организации строительства в части демонтажа и проект производства работ, согласовываются сроки, подсчитывается стоимость разборки/сноса кирпичной трубы. По завершению подготовительного этапа выполняются разметка границ опасной зоны и защита прилегающих объектов. Далее следуют собственно снос промышленной трубы, расчистка территории, сортировка/вывоз/утилизация строительных отходов.

Способы ликвидации кирпичных дымовых труб:

  • При разрушении высотных конструкций, способ производства работ подбирается в зависимости от степени износа, строительного материала, плотности застройки прилегающей территории.
  • Демонтаж кирпичных и железобетонных труб может выполняться целиком в результате подрубывания ствола, а также по частям с порядовой разборкой кладки или распилом конструкции на фрагменты. В первом случае необходимый результат достигается с наименьшими временными/финансовыми затратами, но требуется свободная площадь вокруг трубы в радиусе полторы высоты. Во втором случае применяется метод промышленного альпинизма, трудоемки и длительный, но единственно приемлемый в условиях плотной застройки.
  • Снос металлических труб производится с направленной валкой или по частям с применением автокрана (первый способ) или с помощью промышленных альпинистов (второй способ).

Примеры наших работ

Во сколько обойдется демонтаж

Стоимость работ по сносу дымовых труб в Владимире зависит от объема, строительного материала, условий, способа производства работ, срочности заказа, особых пожеланий заказчика.

Если необходим не только профессиональный, но и недорогой демонтаж, воспользуйтесь услугами компании “ЛегионСтрой”, где вам предложат оптимальные условия сотрудничества, подготовят выгодное ценовое предложение, гарантируют качественный снос объекта любой сложности. Звоните по номерам контактных телефонов компании, или оставьте на сайте заявку онлайн. “ЛегионСтрой” — это надежно, удобно и выгодно по цене.

1.1. Классификация труб по технологическому назначению, конструктивному выполнению и основному материалу

По технологическому назначению промышленные трубы подразделяются на дымовые, отводящие газовоздушные смеси, появляющиеся при сжигании различных видов топлива в котельных, энергетических агрегатах и полученные при различных производственных процессах в технологическом оборудовании промышленных предприятий, имеющие температуру 80. 500°С, и вытяжные, отводящие от технологического оборудования предприятий прошедшие очистку газовоздушные смеси, как правило, высокой влажности с невысокой до 80°С температурой. Последние называют также вентиляционными.

По принципу выполнения своих функций трубы подразделяются на:

  • трубы, которые полностью обеспечивают тягу, создающую необходимый приток воздуха в рабочее пространство печи, топку котлоагрегата или другого технологического оборудования за счет самотяги;
  • трубы, в которых для эвакуации дымовых и других вредных газов в верхние слои атмосферы создается принудительная тяга за счет использования дополнительного оборудования.

Многие трубы выполняют эти две функции одновременно. Во всех трубах, где температура выброса отводимых газов выше температуры окружающего воздуха, присутствует самотяга.

По конструктивной схеме трубы могут быть с газоотводящим каналом, элементы которого являются одновременно и несущей конструкцией трубы, и с отдельно выполненным газоотводящим стволом. От конструктивной схемы зависит характер воздействия отводимых газов на основные несущие конструкции.

В зависимости от основного материала, из которого сооружаются дымовые трубы, они подразделяются на кирпичные, железобетонные монолитные и сборные, металлические, из конструкционных пластмасс и комбинированные.

По конструктивным особенностям, которые являются следствием их функционального назначения, конструктивной схемы и основного материала, трубы делятся на:

  • кирпичные не футерованные, футерованные глиняным кирпичом, огнеупорными или кислотоупорными изделиями;
  • монолитные железобетонные с футеровкой из глиняного кирпича, кислотоупорных изделий и полимербетона, с прижимной футеровкой, с футеровкой и вентилируемым зазором, с внутренним одним или несколькими газоотводящими стволами из металла, керамики, сборного кремнебетона и конструкционных пластмасс;
  • сборные железобетонные с футеровкой или без нее;
  • металлические свободностоящие или на растяжках, без футеровки, с футеровкой или с внутренним одним или несколькими газоотводящими стволами из металла или конструкционных пластмасс;
  • металлические башни-трубы, состоящие из решетчатого несущего каркаса, поддерживающего один или несколько газоотводящих стволов из металла или конструкционных пластмасс;
  • металлические или из конструкционных пластмасс (самонесущие, с растяжками, или в несущем металлическом каркасе), установленные на несущих конструкциях котлоагрегатов котельных или на конструкциях зданий и другого оборудования промышленного производства.
Читайте также:  Гофрированная труба для кабеля – разновидности, преимущества, выбор и советы

Кирпичные дымовые трубы, с которых началось промышленное трубостроение, возводятся высотой, как правило, не выше 90 м и используются для отвода газов с широким диапазоном температур, зачастую весьма высоких. Благодаря использованию различных конструктивных решений и применению разнообразных футеровок эти дымовые трубы успешно служат на сельских и городских котельных, в металлургии, химии, нефтехимии и других производствах. В настоящее время это наиболее распространенный вид дымовых труб в России.

Монолитные железобетонные дымовые трубы обычно бывают высотой более 90 м и в основном применяются на объектах энергетики и промышленных предприятиях. В настоящее время в России среди существующих железобетонных дымовых труб основная их часть имеет высоту 90 — 150 м, несколько сотен дымовых труб — высотой от 180 до 250 м, незначительное количество — высотой до 330 м и одна — 370 м.

Сборные железобетонные дымовые трубы изготавливаются, как правило, из жаростойкого бетона и предназначаются, в основном, для работы на небольших ко-тельных. Эти дымовые трубы сооружаются обычно по типовым проектам высотой 30 и 45 м, кроме того строились трубы и высотой 60 м. Было построено и несколько экспериментальных сборных железобетонных дымовых труб высотой 75 м. Как правило, сборные железобетонные дымовые трубы используются без футеровки, но при наличии высоких температур и высокой агрессивности отходящих газов трубы могут быть зафутерованы частично или на всю высоту.

Металлические дымовые трубы имеют полную газо- и влагонепроницаемость, обеспечивают герметичность газоотводящего тракта, они не фильтруют конденсат и вредные агрессивные компоненты отходящих газов, позволяя дымовым трубам работать под избыточным давлением и с высокими скоростями отводимых газов. В этих дымовых трубах имеется возможность выполнить футеровку практически любой сложности, также как и применить широкую гамму защитных лакокрасочных материалов.

В башнях-трубах принципиальное отличие конструктивного решения заключается в четком разделении несущих и технологических функций составных элементов сооружения. Решетчатая башня является несущей конструкцией, каркасом, воспринимая на себя все нагрузки, а газоотводящий ствол, раскрепленный в каркасе, выполняет функцию газоотводящего тракта, воспринимая на себя все воздействия от отводимых газов. Дымовые трубы в решетчатых башнях являются наиболее экономичными по расходу материалов и могут быть построены в кратчайшие сроки.

При дальнейшем изложении под термином «Дымовые трубы» будем для краткости изложения понимать как дымовые, так и вытяжные трубы, если это не связано с их конструктивными особенностями.

Обзор и классификация промышленных дымовых труб

Дымоходы нужны не только для обогрева дома, но и для нормального функционирования промышленной сферы. Дым в цехах, как и в квартире, губительно действует на здоровье человека, поэтому важно организовать его беспрепятственное попадание из печи в трубу, а оттуда – в небо. Поговорим о том, что собой представляют выпускаемые нынче промышленные дымовые трубы и на какие типы они делятся.

Первые промышленные трубы для вывода дыма появились еще на заре рождения народных ремесел, когда люди «приручили» железо, создав кузницы, и научились стряпать, превращая зерно в хлеб. В пекарнях и кузницах и появились первые системы вывода газов. Хотя историки утверждают, что самая первая модель дымохода – это костер, обставленный камнями. Естественно, что при такой технологии от дыма все равно было никуда не деться, а тепло продолжало рассеиваться в пространстве – вместо того, чтобы греть авторов «модели».

Если говорить о конструкциях, приближенных к нашей реальности, то первые из них изобрели на территории Европы в XII столетии, естественно, что по устройству они отдаленно напоминали современные дымоходы, но принцип работы сходен. В XVIII веке, когда изобрели промышленный ствол, все кардинально поменялось.

Виды промышленных труб

Организовывать работу промышленных комплексов – сложное и ответственное дело. Чтобы соблюсти технологию производства, приходится попотеть, ведь для изготовления тех или иных товаров и продуктов нужно в точности соблюдать огромный перечень нормативов, включая температурный режим, поэтому промышленные дымовые трубы представлены в таком ассортименте, что несведущему в этих делах человеку можно «сломать голову». Но мы сейчас все разложим по своим «полочкам» и вы быстро поймете классификацию дымоходов, предназначенных для применения на производстве.

Технологическое разделение

Бывают дымовые и вентиляционные промышленные трубы. Первые – отводят отработанные газосодержащие составы, образовавшиеся при сжигании топлива разных видов. Устанавливают такие системы, как в котельных, так и в других промышленных помещениях, где функционируют энергетические агрегаты, вследствие работы которых температура может подниматься до 500 градусов. Вторые, которые также называют вытяжными, предназначены для отведения от оборудования невысокой температуры (до 80 градусов) газовоздушных смесей, прошедших предварительную очистку.

Если говорить о принципе работы системы и ее функциональности, то промышленные конструкции бывают таких типов:

  • трубы, полностью обеспечивающие тягу, благодаря чему в топку, печь, котел или иное подобное оборудование подается необходимый приток воздуха;
  • системы, в которых для вывода газов, дыма и других вредных смесей при помощи дополнительного оборудования создается принудительная тяга.

Но существуют и трубы-гибриды, выполняющие обе перечисленные функции.

Это важно знать! Во всех системах, где температура выходящей газообразной смеси выше такого же показателя природного воздуха, неизменно образовывается самотяга.

Состав конструкций

Промышленные системы вывода делают из таких материалов:

  • металл;
  • кирпич;
  • конструкционная пластмасса;
  • железобетонная масса.

Последняя позиция – из железобетона представлена в двух вариантах:

  • монолитные конструкции;
  • сборная система.

Встречаются и комбинированные промышленные трубы.

Поговорим вкратце о характеристиках конструкций из приведенного перечня материалов, особенностях их изготовления и эксплуатации.

Высокие дымовые трубы промышленных предприятий зачастую делают из железобетона монолитным способом. Такие конструкции востребованы на многих сложных производствах, включая энергетическое направление. Основная масса существующих в нашей стране систем вывода дыма такого типа имеет высоту в пределах 90-150 м, гораздо меньше – 180-250 м и незначительное количество – свыше 330 м.

Если говорить о «ближайшей родственнице» описанной выше конструкции – трубе сборного типа, то ее задействуют в основном для вывода отходов горения в небольших котельных. Зачастую такие конструкции по высоте варьируются в пределах 30-45 м, реже достигают 60-75 м. Для сборки систем данного вида разработаны типовые проекты, где все прописано по шагам.

В большинстве случаев для сборных конструкций используют изделия без футеровки, но нужно учитывать также правила безопасности дымовых и вентиляционных промышленных труб, поэтому при высокой агрессивности и солидной температуре выводимых газов некоторые (или все) элементы системы подвергают футеровке. Основной недостаток сборных систем – трудоемкость ремонта (замены промежуточных элементов).

При правильной эксплуатации железобетонные конструкции служат минимум 50 лет.

Металлические системы вывода дыма полностью влаго- и газонепроницаемы, удобны в монтаже, поскольку сравнительно мало весят, могут быть размещены на маленьких площадках. Срок эксплуатации – 20-30 лет, даже если за ними тщательно ухаживать. Самые уязвимые места конструкции – опорные кольца, кожух и растяжки. Причины таковы: разрушение сварных швов, прогары материала и коррозия. Высота металлических систем вывода дыма (согласно нормам) не должна превышать 200 м.

Конструкционная пластмасса – ноу-хау материал в технологии изготовления труб. Ее используют для футеровки либо изготовления конструкций для отвода влажных газов, по температуре не превышающих 90 градусов. Изделия из пластмассы легки, поэтому удобны в монтаже, но у них самый малый срок службы среди своих «собратьев» – 15-20 лет, при условии, что осмотр системы и устранение недостатков будет производиться каждые 3 года.

Кирпичные системы вывода отработанных газов, с которых и стартовало промышленное трубостроение, по-прежнему считаются самыми долговечными – способными служить до 100 лет. Однако из такого материала нельзя возводить конструкции выше 90 м, зато можно пропускать через системы газы с разным температурным диапазоном. Строить кирпичные дымоходы сложно, зато ремонтировать легко.

В нашей стране кирпичные трубы продолжают удерживать ветвь первенства. Служат во благо производства в химической, металлургической, нефтяной и других отраслях.

Стоит обратить внимание! Залог продолжительного срока эксплуатации кирпичных системы вывода газов – регулярная подтяжка стяжных колец. Проделывайте эту процедуру каждые пару лет, и дымоходы прослужат долго и исправно.

Экспертиза дымовых труб

Что собой представляет экспертиза промышленной безопасности дымовых труб?

Сооружения вывода дыма и газов считаются потенциально опасными. Дабы избежать природных катаклизмов и потерь здоровья у населения, государственные инстанции ввели определенные законы, согласно которым любые промышленные системы газо- и дымоотводов должны проходить осмотр: первый – через год от момента введения в эксплуатацию, следующие – каждые 5 лет.

Какие процедуры согласно Правилам безопасности дымовых и вентиляционных промышленных труб включает в себя экспертиза?

  • измерение крена конструкции;
  • определение уровня поражения коррозией;
  • осмотр наружной и внутренней поверхности элементов;
  • проверка состояния межтрубного пространства;
  • определение осадки;
  • расчет физической нагрузки сооружения, выявление отклонений от нормы;
  • оценка прочности элементов;
  • определение степени воздействия выявленных недостатков на надежность работы трубы.

Изучаются и объекты, и документация на них, а также журналы по ведению ремонтов, устранению аварий и т.д. Работы проводятся группой экспертов, которым нужно предоставить доступ к трубам и документации.

После анализа полученных данных профессионалы дают рекомендации по устранению недостатков, разрабатывают рекомендации и мероприятия для восстановления работоспособности сооружения, а также составляют заключение о пригодности конструкции в условиях промышленного производства.

На проведение экспертизы имеют право только опытные эксперты, обладающие соответствующей квалификацией и оборудованием. Организация, предоставляющая такие услуги, должна в своей работе соответствовать лицензии Ростехнадзора.

Видео по ремонту промышленной дымовой трубы

Правильный выбор и эксплуатация промышленных дымовых труб – гарантия удовлетворительного экологического фона в стране.

Ссылка на основную публикацию